ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ЭКОНОМИКИ

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВАМ ЭКОНОМИКИ

Кравцова Людмила Сергеевна,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа  № 2  г. Слуцка»
223610, Минская область, г. Слуцк,
улица Виленская, 61
тел. 801795-4-58-20
school2@slutskedu.unibel.by

Инфляция,  кредит, девальвация, депозит. Сегодня эти термины  стали важными и очевидными даже для тех, кто никогда не интересовался сутью экономической науки. В условиях становления рыночных отношений и трудностей переходного периода, личность стала активно подвергаться различного рода потрясениям, которые  могут негативно сказываться  на физическом, психическом и социальном благополучии человека. И если процесс усвоения экономической культуры взрослой частью  населения проходит не так болезненно,  в силу обстоятельств жизненного опыта и адекватного анализа различной информации, то формирование элементарных  экономических знаний у  детей необходимо  начинать с раннего детства, постепенно превращая в беспрерывный,  системный, основанный на достижениях современной педагогики,  процесс.  Первоначальные знания, конечно же, ребенок получает в семье, далее в дошкольном учреждении, потом в начальной, базовой и средней школе. И так на протяжении всей жизни. Уникальную возможность получить и расширить знания по экономике дает факультативный курс «Основы предпринимательской деятельности для молодежи» в сочетании с курсами различных дисциплин: обществоведение, история, география, информатика, математика.

Хочется отметить, что изучение факультативного курса «Основы предпринимательской деятельности для молодежи» в нашей школе продиктованы не только современными реалиями жизни, но многолетним сотрудничеством с Академией МВД Республики Беларусь, где профилирующими науками являются обществоведение, право, экономика, политология. Ранее нам приходилось решать проблемы подготовки к ЦТ, участию в правовой Республиканской олимпиаде «Фемида», предметной олимпиаде  за счет факультативных занятий по обществоведению и стимулирующих часов. Теперь имеется более углубленный и детализированный курс по экономике, что, несомненно, открывает более широкие возможности обучения учащихся.

Методик обучения факультативному курсу большое множество[2,3,5] 

К активным методам обучения  относятся:

Мозговой штурм – индуцирование новых идей для решения практических задач;

Деловая игра – имитация ситуаций, моделирующая деятельность по заданным направлениям;

«Круглый стол» - формирование  умения решать проблемы, обучение культуре вести дискуссию;

Анализ конкретных ситуаций – позволяет анализировать нестандартные жизненные и производственные задачи, развивает познавательную активность;

Проблемное обучение – приобщить учащихся к объективным противоречиям и способам их разрешения совместными усилиями учителя и учащихся.

 В основе активного обучения реализуется пять этапов [4]:

  1. Готовность

Важная задача – подготовка к обучению, необходимо завоевать

внимание и мотивировать ребенка на подаваемый материал. Перед тем, как что-либо сообщить, акцентируйте, на что обратить внимание при слушании. Например: «Слушайте и будьте готовы сказать, кто, что должен в предложенной ситуации».

  1. Исследование (открытие чего-либо)

Обучающиеся выступают в роли исследователей, они еще не знают

нужной информации и обязательно должны получить удовлетворение от поиска, они не слушатели и не зрители, а активные участники творческого процесса. Это может быть достигнуто следующими принципами:

1)            право принятия обучающимися решений – давайте детям принимать решения самим по ходу ведения урока, поощряйте инициативу и нестандартные приемы;

2)            сотрудничество детей в обучении – учащиеся должны работать в небольших группах, это дает возможность учиться друг у друга, наиболее эффективное обучение в группах из 4 человек, наделите всех участников полномочиями:

 ♦«лидер», двигающий группу;

 ♦ «идеолог», сообщает открытое и достигнутое;

 ♦ «контролер», записывающий результаты и достижения;

 ♦ «снабженец», отвечающий за материалы и оборудование, учитель может быть стимулятором и посредником. Сотрудничество даст большие глубины исследования и открытия.

3)            доверие к детям – принцип учителя «Я могу всегда доверять ребенку, пока он мне не даст оснований не доверять ему. Тогда я буду осторожнее с доверием в той сфере, где ребенок не уверен в себе»

4)            положительная среда обучения – сведите к минимуму сравнение успехов учеников, создайте атмосферу успеха и веры в ученика

  1. Открытие

          Открытие истины – восхитительный процесс для ученика, разделите радость его открытия, даже если ваше открытие более глубокое. Не бросайте ребенка на произвол, не указывайте  на неудачи и ошибки, потому как он способен вслепую найти истину.

  1. Применение открытия к себе

Открытие не будет полным, если учащийся не применит истину на практике. Постарайтесь моделировать  житейские ситуации, где бы он примерил на себя  принципы работы, черты характера и особенности открытой истины.

  1. Принятие на себя ответственности

Именно на этом этапе наступает кульминация всех предыдущих – готовности, исследования, открытия и применения открытия к себе. Принципы, черты характера и истины реально изменяют и формируют мышление ребенка, его отношение к чему-либо и его поведение. Учащемуся необходимо ясно увидеть, к чему его побуждает изученное и осознанно принять на себя ответственность за свои последующие действия. Таким образом, обучение не будет прекращаться, учащийся уже будет способен формировать новые впечатления  и сравнивать их с предыдущими открытиями. Ребенок способен решать новые проблемы на основании свежих впечатлений, дело учителя – продумать приемы, чтобы принять дети взяли ответственность на себя, а изученные истины стали их личными.

Рассмотрим, как могут реализовываться принципы активного обучения на примере урока-деловой игры «Кредитные ресурсы как способ удовлетворения потребностей человека».  

Урок может проводиться в 8-ом, 9-ом и 10-ом классе.

Цели урока:

-  рассмотреть виды кредита, научиться анализировать условия договора, приобрести знания, необходимые для получения кредита;

- развивать экономическую культуру и финансовую грамотность;

- формировать умение работать в коллективе, развивать умение вести спор и дискуссию.

Ход игры:

Учитель обращает внимание ребят  на лозунг, написанный на доске:

«Кредит на любые цели и потребности без жизненных проблем!»

Участники делятся на 3 группы: активные сторонники получения кредита, активные противники и эксперты.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, материалы презентации, видеоролики, Интернет, карточки

На предыдущем уроке учащиеся получают опережающее задание: собрать информацию об условиях покупки бытовой техники в сети салонов «5-ый элемент» и  об условиях покупки мобильного телефона в любой мобильной сети.

Задача игры: доказать и выбрать наиболее объективную точку зрения, убедить оппонентов в правильности своих убеждений

Учитель проводит разминку с мультимедийным сопровождением [1]. (10 мин)

1. Что понимаете под словом «кредит»? Есть у вашей семьи или родственников кредиты?

2. Какие виды кредитов вы знаете? Что можно приобрести в кредит?

3. Слышали ли вы о потребительском кредите?

4. Какая мотивация побуждает потребителя  взять кредит?

5. Слышал ли кто-нибудь о бюро кредитных историй? Как вы думаете, могут ли вам отказать в кредите?

6. Как вы думаете, от чего зависит переплата по кредиту?

7. Задавали ли вы когда-нибудь вопрос «Жить в кредит – это хорошо или плохо»?

8. Какие еще вопросы вы хотели бы узнать на предмет кредитования? (вопросы учащихся)

(вопросы и пояснения учителя, а также  ответы детей дополняются информацией слайдов). А сейчас мы попытаемся принять правильное решение о покупке товаров в кредит. Ребята просматривают рекламный ролик о выгодных покупках в сети салонов «5-ый элемент» и в  салонах мобильной сети «Life». Согласно жеребьевке определяются роли участников, объявляются условия игры, учитель предлагает всем участникам купить новый мобильный телефон, ноутбук и холодильник в кредит. На слайде размещены названия банков и электронные адреса, выдающие  быстрые потребительские кредиты в г. Слуцке (Сомбелбанк, Белгазпромбанк, ХоумКредитБанк). По сети Интернет ребята мгновенно получают информацию в возможностях и условиях получения кредита, фиксируют ее у себя в тетради и составляют индивидуальный проект приобретения товара. Для этого заполняют предложенную карточку(10 мин):

Бюджет семьи

Доходы Расходы Резерв Дефицит Профицит

Заработная
плата

Другие
источники

Продукты
Лекарства
Коммунальные
платежи
Транспорт
Одежда

Товары
длительного
потребления

                                                      

Далее осуществляется аргументированная защита проекта каждой группы оппонентов. Эксперты с помощью учителя или самостоятельно фиксируют информацию для последующего анализа. После выступления каждой группы могут задаваться уточняющие вопросы, а затем выступает эксперт со своими расчетами за покупку мобильного телефона в кредит (% ставка по кредиту во всех названных банках приблизительно одинаковая):

Сумма
покупки в кредит
Исходная % ставка Основное
погашение платежа
Погашение    % Полная
процентная ставка
Переплата
за товар

1 630 000
белорусских рублей

4,5 % в месяц 135 840 73 350 54% 880 200

Ребятам предлагается по такой схеме пересчитать все покупки товаров в кредит и сделать вывод в соответствии с карточкой бюджета семьи о целесообразности приобретения товара на данном этапе.

Заключительное слово учителя сопровождается информацией слайдов: Таким образом, кредиты бывают государственные, коммерческие, целевые и потребительские. Самые дорогие – потребительские, при кредитовании используются принципы возвратности, срочности, гарантированности и платности. Возраст кредитных получателей колеблется от 18 до 70 лет. Для оформления кредита требуется паспорт, страховое свидетельство и справка с последнего места работы за 3 предыдущие месяца. Можно взять товар вообще без первоначального взноса, так называемы фиктивный взнос магазина, за который вы заплатите дополнительные проценты. Страховки не спасают человека от обязанностей по выплате по кредиту, прекращением кредитного договора может быть только смерть.  Все просто, а сейчас делаем вывод: «Все сейчас или по возможностям»

Закрепление изученного материала: ребятам предлагается выполнить тест на знания финансовой грамотности

1. Какие виды страховки защитят кредитополучателя потребительского кредита:

а) страховка жизни

б) страховка жизни и здоровья

в) страховка от несчастного случая

2. Потребительский кредит выдается:

А) на любые нужды

Б)  на определенную цель

В) на приобретение жилья

3. Основная мотивация потребительского кредита:

А) в кредит быстрее

Б) жалко отдавать деньги сразу

В) лучше иметь сейчас, чем копить год

Г) нехватка денег

4. Что является главным в решении взять кредит:

А) определить все за и против

Б) рассчитать всю сумму %

В) объективно подойти к ежемесячной выплате по кредиту

Д) быть финансово грамотным человеком

5. Кредитная история – это:

А) информация, какие займы получал заемщик и как он рассчитывался по кредитам

Б) информация о бюро кредитных историй

В) информация в потребительских кредитах, которые выдают банки

6. Кредит выдается на следующих принципах:

А) срочности, возвратности, платности

Б) срочности, платности, процентности

В) гарантированности, срочности и наличии недвижимости

7. Фиктивный взнос – это:

А) когда за вас первоначально платит магазин

Б) когда вы делаете взнос, а он приписывается

В) когда первоначальный взнос прощает банк

8. Какие документы необходимы при получении потребительского кредита?

А) паспорт, свидетельство о рождении, водительское удостоверение

Б) паспорт, военный билет, справка о составе семьи

В) паспорт, страховое свидетельство, справка о доходах с последнего места работы.

А в заключение вернемся к нашему лозунгу  «Кредит на любые цели и потребности без жизненных проблем!»  Хочется спросить, не изменились ли ваши желания, убеждения, потребности и приоритеты после нашей игры? Пригодятся ли вам знания, полученные сейчас в дальнейшей жизни? Можете ли вы  считать себя финансово грамотным человеком? На следующем уроке мы узнаем, как накопить, сохранить и приумножить личные сбережения.

 Литература: 

1. Суханов, Н.Ю. Деньги, кредит, банки/ Н.Ю. Суханов, - Москва : Теис, 2005.

2. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения/ С.С. Кашлев, - Минск :  Меди-сонт, 2001

3. Кашлев, С. С. Метаплан // Народная асвета / С. С. Кашлев. 1998. № 3.

4. Рогинский,  В. М.  Азбука  педагогического  труда /  В. М.  Рогинский. М.: Высшая школа.           1990.

5. Крамаренко, В. М. и  др. Методика преподавания  экономических дисциплин: Учеб. пособие /     В. М. Крамаренко и др. Симферополь: Таврида. 1999.