РАБОВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

РАБОВЛАДЕНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

 

Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин  восстания Спартака; определить, было  оно случайным фактом или закономерностью.

Задачи урока:

обучающая – характеризовать положение рабов в римском обществе и Спартака как личность; подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения.

развивающая – продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать на карте изучаемые объекты.

воспитательная – способствовать формированию гражданской позиции учащихся, подвести их к осознанию того, что свобода – одна из основных ценностей жизни человека.

Оборудование:  карта «Римская республика в III – I вв.до н.э.», картины «В имении Римского рабовладельца» и «Бой гладиаторов в Колизее», раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

I.  Организационный момент.

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Земельная и военная реформы в Риме».

  1. Работа с классом.

Задание «Чистая доска» (краткое повторение пройденного материала по теме «Древний Рим»).

  1. Выполнение у доски карточки «Найди лишнее»
  2. Работа с классом.

Блиц-опрос по теме «Земельная и военная реформы в Риме»:

  • Как сказались войны, которые вел Рим, на положении небогатой части римского населения? (В результат войн было захвачено много рабов, которые стали выполнять основные работы в Риме. Рабский труд принес для небогатой части римского населения полное разорение. Многие земледельцы потеряли свои небольшие наделы обрабатываемой земли. Их скупали богачи и создавали огромные земельные хозяйства, в которых работали только рабы).
  • Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледельцев?

( Гракхи хотели увеличить количество собственников земли, так как именно они служили в римской армии в то время).

  • Какую должность они занимали?
  • В чем заключалась реформа, проводимая Тиберием Гракхом? (он предложил отнять у богатых граждан часть земель и раздать их неимущим)
  • Кому это не понравилось? (богатым римлянам, прежде всего сенаторам. Ведь они уже распоряжались лучшими участками государственных земель).
  • Что стало с Тиберием Гракхом? (его убили сторонники сената).
  • Кто продолжил его дело? (его брат, Гай Гракх, который в 123 г. до н.э. стал народным трибуном).
  • Что предложил Гай Гракх? ( создавать колонии на завоеванных территориях, куда могли переселиться бедные и безземельные римские граждане).
  • Удалось ли Гракхам приостановить разорение земледельцев в Италии? (нет)
  • Что произошло в 107г.до н.э.? (консул Гай Марий начал военную реформу).
  • В чем заключалась военная реформа Гая Мария? (все граждане Рима вне зависимости от их богатства и владения землей могли служить в армии. Солдаты на время службы получали государственное оружие и плату).

!В результате реформ Гая Мария военная служба из права защищать Родину превратилась в профессию.

 

III. Новый материал по теме «Рабовладение в Древнем Риме».

План изучения нового материала:

   1. Источники рабства

 2. Положение рабов

    3.Восстание Спартака

На доске: тема урока, новые слова и даты: гладиаторы, о.Делос, г. Капуя, Везувий, Спартак, 74 -71гг. до н.э., Марк Красс.

 

Вопрос к учащимся:  Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами должны поговорить?

Плакат «Мудрое дерево» (прикрепляем листочки с вопросами учащихся к дереву).

 

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника,  составление  в тетрадях схемы «Источники рабства»:

 Дети рабынь

 Военнопленные 

Рабы 

Похищение людей (пираты, разбойничьи шайки)

 

Вопросы к классу:

? Дорого ли стоили рабы?

? Какая категория рабов ценилась особенно дорого? (дети рабов, так они родились рабами и были послушными и воспитанными)

? Кто мог себе позволить купить раба? ( даже небогатая семья могла купить 1-2 человек)

 

Физкультминутка

 

Работа с раздаточным материалом «Положение рабов», анализ картины «В имении Римского рабовладельца»

Вопросы к учащимся:

- Где применялся труд рабов?

- Все ли рабы находились в одинаковом положении?

- Какую работу делали рабы в богатом доме?

- Как римляне относились к рабам?

Рассказ ученика о гладиаторах (опережающее задание).

! Докажите, что римские рабовладельцы не признавали за рабом права человека.

 

Слово учителя: Итак, мы с вами узнали, что рабов становилось все больше и больше. Недовольство и ненависть их к рабовладельцам росли. Наконец в 74 – 71гг. до н.э. Спартак возглавил восстание рабов.

 - Выясним, как проходило восстание Спартака.

*рассказ учителя

*работа с картой

*работа с лентой  времени

Почему восстание Спартака потерпело поражение? (ответы: войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян; у Спартака не было четкого плана действий; восставших обманули пираты)

 

IV. Закрепление изученного материала:

Отвечаем на вопросы, прикрепленные к плакату «Мудрое дерево»

Тренинг по теме «Рабовладение в Риме»

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание: § 22

VI. Рефлексия

  

НАЙДИ ЛИШНЕЕ: 

  1. Этруски, сабины, галлы, латины
  2. Нума, Солон, Сервий Туллий, Ромул
  3. Консул, сенатор, архонт, трибун
  4. 107г. до н.э.,  123г. до н.э.,  133г. до н.э.,  753г. до н.э..

  

«ЧИСТАЯ ДОСКА»

 753г. до н.э. – основание Рима.

Плебеи – простой народ, занимался земледелием, скотоводством и ремеслом.

Патриции – знатные люди, занимали должности жрецов, судей, управляли городом.

Сенат – орган власти в Древнем Риме.

Консул – в период Римской республики в помощь сенаторам Народное собрание ежегодно избирало из патрициев 2 правителей – консулов. Они были судьями, а во время войны – военачальниками.

Трибун – должностное лицо, избирался плебеями и мог отменять распоряжения консулов и сената, если они касались интересов плебеев.

216г. до н.э. – битва при Каннах, пример того, как можно одержать победу над более многочисленным противником.

«Пиррова победа» - победа, равносильная поражению (одержанная слишком большой ценой).

Пунические войны – войны Рима с Карфагеном, с 264 по 146 гг. до н.э..

 

ПОЛОЖЕНИЕ РАБОВ

 Труд невольников был очень тяжелым. Римский ученый Варрон писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают 3 видов: говорящие – рабы, мычащие – быки, немые  - повозки, лопаты, плуги». «Раб должен трудиться или спать», - говорили римляне.

Труд рабов использовался на строительстве, в серебряных рудниках, на больших кораблях было по 150-200 рабов-гребцов. Особенно много рабов работало в сельском хозяйстве Италии. Во время уборки урожая рабов заставляли работать по 17-18 часов в сутки. Чтобы голодные рабы не могли донести горсть муки до рта, им надевали на шею деревянные колеса.

Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. Даже у бедняка могли быть слуги. Дом же богача был ими переполнен. Домашним рабам жилось несравненно легче, чем рабам в имениях. Они убирали помещения, помогали господину одеться, готовили пищу. Лечил хозяина раб-врач, ведал его книгами раб-библиотекарь, писал под его диктовку письма раб-секретарь. Многие из рабов-слуг и вовсе вели полупраздное существование. Однако любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

Непригодных для работы рабов отвозили умирать на пустынный остров на реке Тибр.

Раб терял свое имя, ему давали какую-нибудь кличку, нередко презрительную, или называли Перс, Галл, Сириец. Хозяева старались покупать рабов из разных стран, не понимавших языка друг друга. Непокорные рабы работали и спали в железных оковах, растиравших тело до кровавых ран. На лице раба часто выжигали клеймо владельца.

Провинившихся рабов подвергали истязаниям: избивали кнутами, выламывали суставы. Владелец мог осудить раба на смерть – его распинали, привязывая руки и ноги к столбу с перекладиной. Человек умирал медленной, мучительной смертью под палящими лучами солнца.

Такое положение вынуждало их вести борьбу с рабовладельцами. Эта борьба принимала разные формы: неповиновение хозяину, порча орудий труда, побеги, заговоры. Самой высшей формой борьбы были восстания.