Экзамены

О перечне учебных предметов, по которым сдаются выпускные экзамены

развернуть

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания в виде выпускного экзамена проводятся в основные сроки – с 3 по 10 июня 2024 г., в иные сроки – с 19 по 26 августа 2024 г. по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык» – изложение в письменной форме;

«Русский язык» – изложение в письменной форме;

«Математика» – контрольная работа в письменной форме;

«История Беларуси» – по билетам в устной форме.

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме:

1) по учебным предметам «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки – 27 мая 2024 г., резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 19 августа 2024 г.;

2) по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки – 30 мая 2024 г., резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 21 августа  2024 г.

Подробнее.

свернуть

Репетиция централизованного экзамена 2024

развернуть

27 января 2024 года Министерство образования  проведет репетицию централизованного экзамена. Она пройдет по тем же правилам, что и централизованный экзамен в мае 2023 года. Для этого определены 144 пункта проведения. В репетиции ЦЭ примут участие более 58 тыс. выпускников учреждений общего среднего образования, что на 5 тыс. больше по сравнению с прошлым годом. Регистрация, подвоз, сопровождение детей педагогическими работниками, а также осуществление контроля в пунктах проведения будет организовано в полном соответствии с инструкцией. Процедура пройдет по аналогии с прошлым годом.

Планируется, что обработка результатов будет произведена в двухнедельный срок, в трехнедельный срок все результаты будут доведены уже до участников репетиции.

Особенностью репетиции централизованного экзамена в январе станет то, что она пройдет по всем предметам по выбору учащихся, включая государственный язык - русский или белорусский.

В этом учебном году как при проведении первого этапа репетиционного тестирования, так и при проведении последующих, а также на репетиции централизованного экзамена будут использованы тесты с включенными заданиями пятого уровня сложности. Это сделано для того, чтобы привести в полное соответствие критерии оценки в школе к критериям оценки централизованного экзамена, который является итоговой формой аттестации выпускников.

Репетиция централизованного экзамена проводится для того, чтобы выпускники 11-х классов смогли пройти полную процедуру экзамена, начиная с приезда, подвоза - для тех ребят, которые находятся в сельских населенных пунктах, заполнения бланков. Также это хорошая возможность проверить свои силы, потому что структура и сложность тестов при проведении репетиции централизованного экзамена будут полностью соответствовать структуре и сложности тестов, которые будут предложены при проведении как централизованного экзамена, так и централизованного тестирования в этом учебном году. Кроме того, переводные шкалы как первичных баллов в тестовые, так и тестовых - в десятибалльную оценку, будут использоваться те же, что использовались при проведении централизованного экзамена и централизованного тестирования в прошлом учебном году. Они опубликованы в свободном доступе и изменяться не будут.

В свободном доступе на сайте Министерства образования также размещен и перечень вопросов для абитуриентов, которые будут поступать на целевую форму подготовки.

Планируется, что централизованный экзамен в этом учебном году пройдет 27 и 30 мая, это будут основные дни. С целью обеспечения равных и справедливых условий для выпускников этого года и выпускников прошлых лет, которые поступают в университеты, планируется, что сроки проведения централизованного экзамена и централизованного тестирования будут единые.

По материалам БЕЛТА...

свернуть

Централизованный экзамен: порядок проведения, бланк ответов

развернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 июля 2022 г. № 184

  

ПРАВИЛА

проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

 

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЦЭ

  1. ЦЭ проводится только в аудиториях, позволяющих рассадить участников ЦЭ не более чем по 4 человека за столом при наличии проходов с обеих сторон либо по 2 человека за столом при подходе с одной стороны и (или) двух сторон.
  2. В пункте проведения ЦЭ создаются условия для пребывания участников ЦЭ, завершивших выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, сопровождающих педагогических работников.
  3. Доставку участников ЦЭ в пункт его проведения и обратно к учреждению общего среднего образования в случаях, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 статьи 47 Кодекса Республики Беларусь об образовании, их сопровождение обеспечивают структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Участники ЦЭ должны прибыть в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут до его начала, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и пропуск.

В дни проведения ЦЭ в соответствии с законодательством обеспечивается организация питания участников ЦЭ.

  1. Участников ЦЭ пропускают в пункт его проведения по спискам на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска.

В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ разрешается допуск такого участника ЦЭ в пункт проведения ЦЭ при условии нахождения в списках зарегистрированных для участия в ЦЭ. При этом такому участнику ЦЭ пропуск оформляется в пункте проведения ЦЭ.

Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.

Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.

  1. Допуск и размещение участников ЦЭ в аудитории осуществляется двумя педагогическими работниками.
  2. В аудиторию проведения ЦЭ участники ЦЭ берут с собой ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, документ, удостоверяющий личность, пропуск.

Иные личные вещи, в том числе мобильные телефоны, средства аудио-, видео- и фотофиксации, участники ЦЭ оставляют до входа в аудиторию в специально выделенном для этого месте.

  1. Педагогический работник, находящийся у входа в аудиторию, пропускает участников ЦЭ по одному, сверяя данные списка участников ЦЭ в аудитории с данными документа, удостоверяющего личность.
  2. Педагогический работник, находящийся непосредственно в аудитории, размещает участников ЦЭ в соответствии с жеребьевкой.

Жеребьевка мест для размещения в аудиториях участников ЦЭ проводится путем вытаскивания карточек с номерами. Если в одной аудитории размещаются участники ЦЭ, использующие экзаменационные работы на русском языке и белорусском языке, жеребьевка проводится отдельно.

  1. После размещения участников ЦЭ по местам педагогический работник доводит до их сведения основные требования, предусмотренные пунктом 52 настоящей Инструкции, предъявляемые к участникам ЦЭ в ходе его проведения, предлагает им убедиться в отсутствии предметов, не разрешенных настоящей Инструкцией.
  2. Участники ЦЭ    обеспечивают    сохранность    экзаменационных    материалов с момента их получения до момента передачи педагогическим работникам в аудитории.
  3. Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, является время получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы.

В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (в том числе инструктаж участников ЦЭ, заполнение ими регистрационных полей).

Время начала и окончания работы над выполнением экзаменационной работы фиксируется на доске.

  1. Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в том числе плохое самочувствие, физиологические потребности) во время проведения ЦЭ только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории.

При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность.

Ответственный педагогический работник предварительно в присутствии участника ЦЭ проверяет комплектность оставляемых экзаменационных материалов.

Время нахождения участника ЦЭ вне аудитории включается в общее время прохождения ЦЭ. Об этом участник ЦЭ предупреждается до выхода из аудитории.

  1. Участникам ЦЭ во время его проведения не разрешается:
    • проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;
    • фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
    • меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;
    • вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;
    • иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;
    • выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;
    • фотографировать экзаменационные материалы;
    • разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;
    • произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.
  2. Участники ЦЭ, нарушающие требования прохождения ЦЭ, предусмотренные пунктом 52 настоящей Инструкции, удаляются из аудитории.

В случае удаления участника ЦЭ из аудитории его бланк ответов погашается путем перечеркивания по диагоналям, информация об удалении из аудитории (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, удаленный из аудитории в соответствии с частью первой настоящего пункта, может пройти ЦЭ в иной срок в августе текущего года. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в иной срок в августе текущего года осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.

  1. Ответственный педагогический работник информирует участников ЦЭ за 15 и 5 минут об окончании времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы.
  2. По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, участники ЦЭ сдают экзаменационные материалы и листы для рабочих записей.
  3. Участники ЦЭ, завершившие выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, могут покинуть аудиторию. Педагогическому работнику необходимо принять у них все экзаменационные материалы и листы для рабочих записей.

Принимая экзаменационные материалы, педагогический работник сверяет соответствие данных участника ЦЭ, указанных в области регистрации бланка ответов, данным документа, удостоверяющего личность, а также соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы.

Принятые     экзаменационные     материалы    пересчитываются     и запечатываются в пакеты согласно требованиям настоящей Инструкции и вместе с протоколом проведения ЦЭ в аудитории передаются организационной комиссии.

  1. На основании представленных протоколов проведения ЦЭ в аудитории организационной комиссией оформляется протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.
  2. В случае заболевания, возникновения других уважительных причин или непредвиденных обстоятельств во время проведении ЦЭ участник ЦЭ освобождается от участия в нем.   Бланк   ответов   погашается   путем   перечеркивания,    информация об освобождении (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, освобожденный от участия в ЦЭ в соответствии с частью первой настоящего пункта, проходит ЦЭ в резервный день или иной срок. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в резервный день или иной срок осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.

 

ГЛАВА 7

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ

  1. Внесение информации в бланк ответов участниками ЦЭ производится только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое  поле   заполняется    начиная    с первой    клетки.    Оставшиеся    клетки    поля не заполняются.

Цифры и буквы пишутся в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов (в инструкции к экзаменационной работе). Случайные пометки недопустимы.

Подпись участника ЦЭ на бланке ответов не должна выходить за рамки ограничительной линии.

  1. Бланк ответов состоит из области регистрации и области ответов.
  2. В области регистрации бланка ответов расположены:

поля, заполняемые по указанию педагогического работника в аудитории:

«Код   пункта   проведения  ЦЭ» –   указывается  код    пункта   проведения  ЦЭ в соответствии с кодировкой РИКЗ;

«Корпус» – указывается номер корпуса пункта проведения ЦЭ, в котором участник ЦЭ проходит ЦЭ;

«Номер аудитории» –   указывается   номер   аудитории   пункта   проведения   ЦЭ, в которой участник ЦЭ проходит ЦЭ;

«Код предмета» – указывается код учебного предмета в соответствии с кодировкой РИКЗ;

«Название предмета» – указывается название учебного предмета, по которому проводится ЦЭ;

поля, самостоятельно заполняемые участниками ЦЭ:

«Фамилия» – указывается фамилия согласно документу, удостоверяющему личность;

«Собственное имя» – указывается собственное имя из документа, удостоверяющего личность;

«Отчество» – указывается отчество, если таковое имеется, из документа, удостоверяющего личность;

«Серия» – указывается серия документа (при наличии), удостоверяющего личность;

«Номер» – указывается номер документа, удостоверяющего личность;

«Дата» – указывается дата проведения ЦЭ;

«Подпись» – участник ЦЭ ставит свою подпись, удостоверившись в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы.

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) участника ЦЭ, которые являются двойными, имеют составные части или служебные слова, записываются в точном соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность.

Область регистрации бланка ответов заполняется участником ЦЭ на том государственном языке, на котором подано заявление на участие в ЦЭ.

  1. Область ответов состоит из двух частей:

часть «А» – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов;

часть «В» – для кратких ответов на задания без выбора ответа.

  1. Часть «А» области ответов состоит из горизонтального ряда номеров экзаменационных заданий. Под каждым номером экзаменационного задания расположен вертикальный столбец из пяти клеток для обозначения выбранного ответа меткой.

Образец метки приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо метки нужно провести только одну линию (по диагонали клетки). Не допускается исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.

Для внесения ответа участник ЦЭ под номером задания должен поставить метку в ту клетку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа.

Отмена ошибочной метки производится в поле отмены ошибочных меток. В одном задании можно отменить несколько ошибочных меток. Для отмены ошибочного ответа и указания верного необходимо:

отменить метку, указав номер экзаменационного задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа;

поставить метку в нужной клетке столбца экзаменационного задания.

  1. Ответы на задания части «В» области ответов необходимо записывать справа от номера  задания     в области     ответов,     предназначенной     для кратких     ответов на экзаменационные задания.

Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая   цифра,   буква   или   знак   минус   (если   число   отрицательное)   записываются в отдельную клетку.

Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без пробела, дефиса или другого разделительного знака. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеток в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания в клетку). Слово следует писать полностью.

Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), определяемых условием задания. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.

Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.

Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу.

Отмена ошибочных кратких ответов на задания и указание правильного ответа производится в соответствующем поле. Для отмены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ.

  1. Использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов недопустимо.

Подробнее.

свернуть

ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ЭКЗАМЕНА

развернуть
  1. Общие положения

1.1. После завершения процедуры регистрации для участия в централизованном экзамене (далее – ЦЭ) участнику ЦЭ выдается пропуск.

1.2.  Участник ЦЭ ИМЕЕТ ПРАВО:

зарегистрироваться для участия в ЦЭ по белорусскому или русскому языку (на выбор) и одному профильному предмету (на выбор);

пользоваться только на ЦЭ по химии и физике калькулятором, который не является средством хранения, приема и передачи информации.

1.3. Участник ЦЭ, не явившийся на ЦЭ либо освобожденный во время проведения ЦЭ от участия в нем по уважительным причинам  (заболевание или другие не зависящие от учащегося обстоятельства, подтвержденные документально), проходит его в резервные дни и (или) иные сроки.

1.4. Участнику ЦЭ необходимо соблюдать деловой стиль одежды.

1.5. Участник ЦЭ должен прибыть в пункт проведения ЦЭ, имея при себе пропуск, документ, удостоверяющий личность (паспорт, ID-карта (пластиковая смарт-карта), вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца, справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность), ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, калькулятор (только на ЦЭ по химии и физике). Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.

Участник ЦЭ, прибывший на ЦЭ после вскрытия пакета с экзаменационными работами, в аудиторию не допускается.

1.6. При получении экзаменационных материалов участник ЦЭ обязан убедиться в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы. Участник ЦЭ обеспечивает сохранность экзаменационных материалов с момента их получения до момента передачи педагогическим работникам в аудитории.

Участник ЦЭ записывает номер бланка ответов в пропуск.

По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, участник ЦЭ сдает экзаменационные материалы и листы для рабочих записей. Участник ЦЭ, завершивший выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, может покинуть аудиторию.

1.7. Участникам ЦЭ во время его проведения НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ:

проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска, калькулятора (только на ЦЭ по химии и физике);

фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;

меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;

вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;

иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;

выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;

фотографировать экзаменационные материалы;

разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;

произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.

Участник ЦЭ, нарушающий требования проведения ЦЭ, удаляется из аудитории. Участник ЦЭ, удаленный из аудитории за нарушение требований проведения ЦЭ, может пройти ЦЭ по данному учебному предмету в иной срок в августе текущего года.

1.8. Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в том числе плохое самочувствие, физиологические потребности) во время проведения ЦЭ только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории. При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность. Ответственный педагогический работник предварительно в присутствии участника ЦЭ проверяет комплектность оставляемых экзаменационных материалов. Время нахождения участника ЦЭ вне аудитории включается в общее время прохождения ЦЭ. Об этом участник ЦЭ предупреждается до выхода из аудитории.

  1. Правила заполнения бланка ответов

2.1. Информация, внесенная в бланк ответов, обрабатывается ЭВМ автоматически, поэтому при заполнении бланка ответов необходимо точно соблюдать установленный порядок.

2.2. Внесение информации в бланк ответов участниками ЦЭ производится только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое поле заполняется начиная с первой клетки. Оставшиеся клетки поля не заполняются.

2.3. Цифры и буквы пишутся в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов (в инструкции к экзаменационной работе). Случайные пометки недопустимы.

2.4. Область регистрации бланка ответов заполняется участником ЦЭ на том государственном языке, на котором подано заявление на участие в ЦЭ. Подпись участника ЦЭ на бланке ответов не должна выходить за рамки ограничительной линии. Фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) участника ЦЭ, серия и номер документа вносятся в бланк ответов в строгом соответствии с написанием в документе, удостоверяющем личность.

2.5. Область ответов состоит из двух частей: части «А» – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов; части «В» – для кратких ответов на задания без выбора ответа.

Часть «А» области ответов состоит из горизонтального ряда номеров экзаменационных заданий. Под каждым номером экзаменационного задания расположен вертикальный столбец из пяти клеток для обозначения выбранного ответа меткой.

Образец метки приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо метки нужно провести только одну линию (по диагонали клетки). Не допускается исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.

Для внесения ответа участник ЦЭ под номером задания должен поставить метку в ту клетку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа.

Ответы на задания части «В» области ответов необходимо записывать справа от номера задания в области ответов, предназначенной для кратких ответов на экзаменационные задания.

Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записываются в отдельную клетку.

Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без пробела. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеток в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания в клетку). Слово следует писать полностью.

Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), определяемых условием задания. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.

Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.

Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу.

2.6. Отмена ошибочной метки (часть «А») производится в поле отмены ошибочных меток. В одном задании можно отменить несколько ошибочных меток. Для отмены ошибочного ответа и указания верного необходимо:

отменить метку, указав номер экзаменационного задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа;

поставить метку в нужной клетке столбца экзаменационного задания.

Замена ошибочных кратких ответов на задания и указание правильного ответа (часть «В») производится в соответствующем поле. Для замены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ.

2.7  Использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов недопустимо.

  1. Результаты централизованного экзамена

3.1. Не обрабатываются и не проверяются записи на экзаменационных работах и листах для рабочих записей, бланки ответов без указания фамилии и (или) собственного имени участника ЦЭ.

3.2. Информацию о результатах ЦЭ можно получить на сайте УО «Республиканский институт контроля знаний» (РИКЗ) rikc.by.

3.3. Участник ЦЭ получает сертификат в учреждении общего среднего образования, в котором он обучается, под роспись в ведомости выдачи сертификатов при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Желаем успехов!

свернуть

Шкалы перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

развернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 июля 2022 г. № 184

Приложение 28

к Инструкции по организации и проведению

централизованного экзамена

(в редакции постановления Министерства

образования Республики Беларусь

30.12.2022 № 509)

Шкалы

перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале,

в отметку по десятибалльной шкале

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»

 Отметка по

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

3–6

7–14

15–25

26–32

33–41

42–53

54–67

68–81

82–100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Математика»

Отметка по 

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

3–9

10–18

19–28

29–37

38–45

46–54

55–63

64–76

77–100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Физика»

Отметка по

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-6

7-15

16-24

25-32

33-41

42-46

47-50

51-61

62-78

79-100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Химия»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2-3

4-7

8-13

14-25

26-33

34-48

49-64

65-84

85-100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Биология»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-7

8-19

20-29

30-37

38-47

48-58

59-78

79-100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Иностранный язык»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-10

11-20

21-29

30-37

38-47

48-65

66-79

80-100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «История Беларуси»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-5

6-17

18-26

27-36

37-46

47-56

57-69

70-100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Обществоведение»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2

3-5

6-9

10-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-74

75-100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «География»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2

3-5

6-9

10-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-74

75-100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Всемирная история»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-6

7-12

13-22

23-32

33-41

42-53

54-71

72-100

Подробнее.

свернуть

ВЫПИСКА ИЗ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

развернуть

ВЫПИСКА ИЗ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

ГЛАВА 2

ПОНЯТИЕ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ

2. В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов общего среднего образования и учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования проводится текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся.

3. Аттестация учащихся осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности по каждому учебному предмету, определяемыми образовательными стандартами общего среднего образования.

4. Аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением текущей и промежуточной аттестации учащихся III–XI классов, осуществляется на основе отметок в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками ”зачтено“, ”не зачтено“, ”не аттестован(а)“, или делаются записи ”освобожден(а)“, ”не изучал(а) “.

Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов: ”1“, ”2“, ”3“, ”4“, ”5“, ”6“, ”7“, ”8“, ”9“, ”10“, ”зачтено“ и записи ”освобожден(а)“, ”не изучал(а) “.

5. В случае отсутствия у учащегося результатов учебной деятельности в образовательном процессе ему выставляется отметка ”0“ баллов.

6. При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине пропусков учебных занятий по уважительным причинам в течение четверти учащийся не аттестуется по всем или отдельным учебным предметам. При этом таким учащимся:

за четверть вносится запись ”не аттестован“;

аттестация за учебный год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти.

7. При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине систематических пропусков учебных занятий без уважительных причин учащийся не аттестуется по всем или отдельным учебным предметам. При этом таким учащимся соответственно за четверть, учебный год вносится запись ”не аттестован“.

8. При проведении промежуточной и итоговой аттестации по завершении учебного года по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ учащимся, которые занимаются в специальной медицинской группе или в группе лечебной физической культуры, выставляется отметка ”зачтено“.

9. Учащемуся, который по состоянию здоровья временно или постоянно освобожден от учебных занятий по учебным предметам ”Физическая культура и здоровье“ или ”Трудовое обучение“, соответственно за четверть, учебный год вносится запись ”освобожден(а)“.

10. Текущая и промежуточная аттестация учащихся III–XI классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.

11. Промежуточная аттестация учащихся вечерней школы, обучающихся в заочной форме получения образования, проводится по результатам сдачи зачетов с выставлением отметок в баллах.

Материалы для проведения зачета по соответствующему учебному предмету разрабатывает педагогический работник, преподающий данный учебный предмет. Расписание проведения зачетов утверждает руководитель вечерней школы. Для проведения одного зачета на каждого учащегося отводится 1/3 академического часа.

К сдаче зачетов допускаются учащиеся, которые выполнили предусмотренные учебной программой практические, лабораторные и контрольные работы по каждому учебному предмету. Результаты выполнения данных работ учитываются при выставлении общей отметки за зачет.

Итоговая отметка при заочной форме обучения учащимся выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных при сдаче зачетов.

12. Промежуточная, итоговая аттестация по завершении учебного года учащихся средних школ-училищ олимпийского резерва по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ осуществляется штатным тренером-преподавателем по спорту и (или) инструктором-методистом средней школы-училища олимпийского резерва на основании результатов выполнения учащимися учебных нормативов, определяющих уровень их физической подготовленности, теоретических знаний, предусмотренных учебной программой по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“.

Промежуточная, итоговая аттестация по завершении учебного года специализированных по спорту классов учреждений образования по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ осуществляется педагогическим работником учреждения образования на основании выписки из протокола сдачи учебных нормативов, определяющих уровень физической подготовленности учащихся и их теоретических знаний, предусмотренных учебной программой по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“, подписанной руководителем специализированного учебно-спортивного учреждения и направленной в учреждение образования не позднее чем за 3 дня до проведения аттестации.

13. Аттестация учащихся может осуществляться в устной, письменной и практической формах. Допускается сочетание указанных форм.

14. Текущую, промежуточную и итоговую аттестацию по завершении учебного года учащихся осуществляют педагогические работники, которые преподают соответствующие учебные предметы.

15. Итоговую аттестацию учащихся по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, осуществляют экзаменационные комиссии.

16. Порядок проведения итоговой аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание либо временно пребывающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении обучения в учреждениях образования Республики Беларусь определяется педагогическим советом учреждения образования.

ГЛАВА 5

ДОПУСК УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ

48. Выпускные экзамены проводятся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования (далее – выпускные экзамены).

49. К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, а также учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам ”Физическая культура и здоровье“ или ”Трудовое обучение“, и учащиеся, которым выставлено по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ отметка ”зачтено“.

Кроме того, к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие годовые отметки ”0“ баллов или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам, за исключением тех учащихся, которые имеют годовые отметки ”0“ баллов или не аттестованные по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены.

50. Учащиеся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили отметку ”0“ баллов не более чем по двум учебным предметам, повторно сдают выпускные экзамены по этим учебным предметам в сроки, установленные пунктом 91 настоящих Правил.

51. К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, в том числе  учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам ”Физическая культура и здоровье“ или ”Трудовое обучение“, и учащиеся, которым выставлено по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ отметка ”зачтено“.

52. Учащиеся, имеющие годовую отметку ”0“ баллов или не аттестованные по одному из учебных предметов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, допускаются к выпускному экзамену по этому учебному предмету в сроки, установленные пунктом 91настоящих Правил.

53. Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен или получившие отметку ”0“ баллов по одному учебному предмету на выпускном экзамене по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, сдают выпускной экзамен по этому учебному предмету в сроки, установленные пунктом 91 настоящих Правил.

54. Учащиеся, имеющие годовые отметки ”0“ баллов или не аттестованные по двум и более учебным предметам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, к выпускным экзаменам не допускаются, им выдается справка об обучении в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

55. Учащимся, которые не явились хотя бы на один выпускной экзамен по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, в том числе в другой срок, и (или) при сдаче в другой срок выпускных экзаменов получили отметку ”0“ баллов хотя бы по одному учебному предмету, выдается справка об обучении, в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

ГЛАВА 7

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ

72. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:

4 астрономических часа – по учебному предмету ”Математика“;

1 астрономический час – по учебным предметам ”Белорусский язык“, ”Русский язык“.

73. По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:

5 астрономических часов – по учебному предмету ”Математика“;

4 астрономических часа – по учебным предметам ”Белорусский язык“ и ”Русский язык“.

74. На выпускные экзамены учащимся не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.

75. При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом учреждения образования для выполнения письменной работы или подготовки к устному ответу.

76. Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экзаменационной комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.

77. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене по учебному предмету, который проводится в устной форме, учащемуся отводится не более 30 минут.

Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по вопросам билета, о результатах выполнения практических заданий, не прерывая его ответа. Учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.

В случае, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

78. На выпускных экзаменах по учебным предметам, которые проводятся в устной форме, учащиеся могут пользоваться картами, таблицами, моделями, схемами, муляжами, калькуляторами, лабораторным оборудованием, аудиовизуальными средствами (репродукциями, слайдами, фонозаписями), а также не более пяти минут – текстами художественных произведений, которые необходимо отвечать наизусть.

79. Письменные работы учащихся после завершения выпускных экзаменов хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям. Проверка экзаменационных работ осуществляется в учреждении образования.

80. Результаты оценивания письменных работ и устных ответов учащихся экзаменационные комиссии вносят в протоколы выпускных экзаменов. Протокол подписывается членами экзаменационной комиссии по соответствующему учебному предмету.

81. Отметки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, объявляются учащимся после окончания выпускных экзаменов, а в письменной форме – не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.

82. По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме экзаменационной отметки итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок.

Итоговая отметка выставляется:

на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;

на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.

В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.

При получении экзаменационной отметки ”0“ баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.

83. В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии в оценивании письменной работы либо устного ответа учащегося, а также при выставлении итоговой отметки вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протокол выпускного экзамена мнений членов комиссии, которые не согласны с выставленной отметкой. При равном количестве голосов преимущество отдается предложению в пользу учащегося.

Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования.

84. Экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, а также годовые отметки по учебным предметам, которые включаются в свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием), или в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) по итогам их изучения в предыдущих классах, пересмотру не подлежат.

85. Учащиеся, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов учебные предметы ”Белорусский язык“ и ”История Беларуси“, выпускной экзамен по этим учебным предметам не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись ”не изучал(а) “.

Если учащиеся самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебных предметов ”Белорусский язык“, ”История Беларуси“, то они имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учебным предметам. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговых отметок по этим учебным предметам выставляются экзаменационные отметки.

86. Учащиеся, указанные в пункте 16 настоящих Правил, зачисленные в соответствующие классы для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, по учебным предметам ”Белорусский язык“, ”История Беларуси“ не аттестуются. В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись ”не изучал(а)“.

В случае, если учащиеся при завершении обучения на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебных предметов ”Белорусский язык“, ”История Беларуси“, они имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учебным предметам с выставлением экзаменационных отметок в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью).

88. В отдельных случаях (оздоровление, лечение, переезд на новое место жительства и др.) сроки проведения выпускных экзаменов на основании заявлений законных представителей могут быть изменены учреждением образования по согласованию с отделами (управлениями) образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения учреждения образования, но не раньше 15 мая и не позднее 10 июля.

89. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их окончания, сдают пропущенные выпускные экзамены до 10 июля. В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в сроки, указанные в пункте 91 настоящих Правил.

свернуть

Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам

развернуть

Советы ученику, выпускнику, сдающему экзамены

 Подготовка к экзамену

1. Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой: учебники, пособия, тетради или бумага для записей и другое. Психологи, изучающие влияние цвета на человека, рекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

2. Необходимо продумать порядок подготовки к экзаменам. Желательно составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.

3. При планировании ежедневных занятий целесообразно учесть ваши индивидуальные особенности, определить, кто вы – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.

4. Составляя план на каждый день подготовки, лучше четко определять, какие разделы предмета вы будете именно сегодня изучать.

5. Определите для себя как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.

6. Обязательно следует чередовать работу и отдых. Например, 40 минут занятий, 10 минут – отдых. Во время отдыха желательно смотреть вдаль, например, в окно, особенно на живую природу.

7. Полезно повторять материал по предложенным экзаменационным вопросам.

8. В конце каждого дня подготовки к экзамену, следует проверить, как вы усвоили материал.

9. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.

10. Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях.

11. Перед устными экзаменами ответы на наиболее трудные для вас вопросов хорошо бы проговаривать вслух стоя перед зеркалом, обращая внимание на мимику, жесты, позу. Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он готовится к экзамену (получает информацию) и сдает экзамен (воспроизводит информацию), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Когда вы рассказываете материал при ответе, вы сближаете эти два состояния. Полезно рассказывать ответы на экзаменационные вопросы кому-либо (родителям, друзьям, одноклассникам).

12. Обязательно научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.

13. Обязательно посетите консультацию к экзамену, на которой вы сможете выяснить имеющиеся у вас вопросы по экзаменационному материалу, получить рекомендации учителя.

Накануне экзамена

1. Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.

2. Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.

3. Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос (планы-тезисы, тезисы, таблицы, схемы).

4. Откажитесь от вечерних занятий, совершите прогулку и рано ложитесь спать.

Желаем удачи!

 

Советы психолога выпускникам

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

Экзамены – лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное – распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет более эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

свернуть

Как подготовиться к экзаменам

развернуть

Как подготовиться к экзаменам

 

Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

Если Вам очень трудно собраться с силами и мыслями постарайтесь запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

 

Как запомнить большее количество материала

 

Составьте план работы.

Наиболее благоприятное время для усвоения материала с 7 до 12 часов и с 14 до 18 часов.

Для лучшего усвоения материала желательно повторить его 4 раза:

               - просмотр материала – общая ориентировка;

               - выявление основных идей текста и их взаимосвязи;

               - повторение наиболее существенных фактов;

               - составление плана вопроса и дальнейшее повторение уже по нему.

Изучать материал желательно с самого трудного, с того раздела, который знаете хуже всего.

Обязательно чередуйте работу и отдых: 40 мин. занятий, 10 мин. перерыв.

Повторяйте материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните, и обязательно кратко запишите все, что Вы знаете по этому вопросу.

Ответы на наиболее трудные вопросы полностью и подробно расскажите вслух, можно родителям – это поможет лучше усвоить материал, снять стресс.

Пересказывайте материал перед зеркалом. При этом следите за своей позой, мимикой, жестами, голосом. Весь Ваш вид, вся речь должна выражать уверенность в себе, в своих знаниях.

Не следует повторять билеты по порядку. Напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах.

На консультации приходите с собственными конкретными вопросами.

 

Как поддержать работоспособность

 

Чередуйте умственный и физический труд.

Делайте гимнастические упражнения, отдавая предпочтения кувыркам, стойке на голове, т.к. это усиливается приток крови к клеткам мозга.

Берегите глаза, делайте перерыв каждые 30 – 40 мин.

Минимум телевизионных передач!!!

Занимайтесь спортом, гуляйте на свежем воздухе!

Питание должно быть 3 -4 разовым, калорийным и богатым витаминами.

 

Как вести себя до экзамена

 

Перед экзаменом обязательно хорошо выспитесь, спите столько часов, сколько привыкли.

 Съешьте легко усваиваемый завтрак.

Расслабьтесь – не учите «до последнего». Займитесь чем – то, что не имеет ничего общего с экзаменом.

Позаботьтесь об «экзаменационной экипировке».

Оденьтесь в соответствии с ситуацией.

 

Как вести себя во время экзамена

 

Приведите в порядок свои эмоции, соберитесь с мыслями.

Смело входите в аудиторию с уверенностью, что все получиться. Сделайте три глубоких вдоха.

Подумайте о том, что экзаменатор желает Вам только блага.

Создайте дружественную атмосферу в экзаменационной аудитории(войдите уверенным шагом, скажите «доброе утро» и улыбнитесь).

Старайтесь поддерживать с экзаменаторами зрительный контакт. Говоря, никогда не смотрите на пол или в потолок.

Помните о правильной позе и жестикуляции.

Говорите точно и по существу.

Подкрепляйте совой ответ примерами – это впечатляет!

Говорите спокойным тоном.

 

Как преодолеть волнение

 

Упражнения, позволяющие снять психоэмоциональное напряжение.(Можно выполнять до и во время экзамена)

 

Постарайтесь сконцентрировать возникшее напряжение в одной части тела. Можете сжать пальцы ног или ладонь в кулак. Сделайте глубокий вдох и … начинайте свое выступление.

Выполняйте расслабляющие упражнения : упражнение под названием «спящий дедушка» - представьте себе спящего человека, расслабьте все мышцы, закройте глаза, опустите челюсть и находитесь в таком положении несколько минут, после чего встаньте и потянитесь.

Выполните дыхательные упражнения:

- сядьте удобно,

- сделайте глубокий вдох через нос 4 - 6 сек.

- задержите дыхание 2 – 3 сек.

Потирайте свои ладони, так чтобы они стали теплыми, прикоснитесь ими к лицу и подержите их так  несколько минут.

Потрите нижнюю челюсть сжатой ладонью, передвигая руку от уха в направлении подбородка.

Сожмите зубы – на мгновение, но с большой силой.

Делайте упражнения губами: чмокайте, сложите губы в «трубочку» или максимально их растяните, как у лягушки.

Надуйте щеки и «прополощите» их воздухом.

Воссоздайте в воображении образы, представляющие приятные минуты из Вашей жизни («бросьте якорь» в позитивные эмоции).

Выполните стандартный массаж щек.

 

Емельянчик Н.А.

Педагог-психолог

 

свернуть

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

развернуть

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

(рекомендации для родителей)

 

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д. (для старшеклассников)
  • Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.


Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

 

Как подготовиться и сдать экзамен

(советы ученику)

   Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

        Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

        Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

        Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

        Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

        Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

        Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

        Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

 

Накануне экзамена

        Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, погуляй. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

        В школу перед экзаменом ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 20-30 минут до его начала. При себе нужно иметь несколько (про запас) ручек.

        Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене достаточно долго.

Во время экзамена

        В начале вам сообщат необходимую информацию (как подписать тетрадь, сколько и на что отводится времени и т.д.). Будь внимателен!!!

        Сосредоточься! Постарайся на время забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время экзамена. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоей работы.

        Начни с легкого! Начни с решения тех задач (ответа на те вопросы), в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

        Читай вопросы и задания до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задачи "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких задачах.

        Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по легким вопросам (задачам) ("первый круг"), а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

        Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

        Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

 

Не паникуй! Самое главное – успокоиться и сосредоточиться,

и тогда успех не заставит себя ждать!

 

 

 

свернуть

Практические рекомендации родителям и учащимся

развернуть

Как помочь подготовиться к экзамену.
Практические рекомендации родителям

     Задолго до экзаменов обсудите с ребёнком, что именно ему придётся сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки,  на какие предметы придётся потратить больше времени, а, что потребует только повторения. Определите вместе с ребёнком его золотые часы (жаворонок  он или сова). Сложные темы лучше изучать в часы подъёма, хорошо знакомые,   в часы спада. Познакомьтесь с материалом к экзаменам. Не стесняйтесь признаться ребёнку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

     Договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
     Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребёнку будет интересно знать ваше мнение на этот счёт (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребёнку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает ничего. Если ему кажется, что ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит.
    В выходные дни, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребёнку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов задач по математике, физике и т.д. Договоритесь, что у него будет два или три часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале экзамена. Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, которые возникли в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться? Следите за тем, чтобы во время подготовки ребёнок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления.
      Важно, чтобы 11-классник обходился без стимуляторов (кофе, крепкий чай), нервная система перед экзаменом и так на взводе.
    Немало вреда может принести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы музыка была без слов.

    Если ваш ребёнок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чём причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «Повезло»!

  

Как готовится к экзаменам (памятка для учащихся).
Как подготовиться психологически

        Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверх цели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.
         Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
      Если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
         Ежедневно выполняй упражнения на снятие усталости, достижению расслабления.

 

Что делать если глаза устали?

      В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если глаза устали, значит, устал весь организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения:
- посмотри попеременно вверх - вниз (25 секунд), влево - вправо (15 секунд);

- напиши глазами своё имя, отчество и фамилию;
- попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
- нарисуй квадрат, треугольник - сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на три части:
- готовься к экзаменам 8 часов в день;

- занимайся спортом, гуляй на воздухе, сходи на дискотеку потанцуй - 8 часов;
- спи не менее 8 часов, если есть желание или потребность сделай себе тихий час после обеда. 

Питание

Питание должно быть 3-4 разовым, каллорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Ещё один совет: перед экзаменом не наедайся.

 Место для занятий

Организуй правильно своё рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в жёлтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

 Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши всё, что знаешь, и затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли - это опорный пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Как вести себя во время экзамена

1. Перед экзаменом обязательно выспись.

2. Все вещи, которые понадобятся на экзамене - одежду, письменные принадлежности, "талисман" - приготовь заранее, в день перед экзаменом. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, ластик, носовой платок.

3. Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайся избегать ярких цветов, вызывающих деталей костюма. Всегда помни о чувстве меры.

4. За день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то недоучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму.

5. Смело входи в класс с мыслью, что всё получится.

6. Сядь удобно выпрями спину. Подумай о том, что ты лучше всех, умнее, хитрее и у тебя всё получится. Сосредоточься на словах "Я спокоен, я совершенно спокоен". Повтори их несколько раз. Мысли отгонять не стоит, т.к. это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми руки в кулаки.

7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
- сядь удобно;

- сделай глубокий вдох через нос (4-6 секунд);
- задержка дыхания (2-3 секунд);
- медленный плавный выдох.

8. Слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов о заполнении документов тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнять бланк, какими буквами писать, как его кодировать и т.д.

9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы регламентирующие время, выполнение теста и заполнение бланка. Торопись не спеша. Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм.

11. Когда приступишь к новому заданию, забудь, всё, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах между собой не связаны.

12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!

14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Все тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

свернуть
Ещё в этом разделе