Единый информационный час «Мы в интернет-пространстве: как защититься от манипуляций»

10.03.2023

Молодежь, особенно 14-18 лет, наиболее подвержена негативной пропаганде, так как является наиболее активным пользователем интернета. Этому возрасту присущи обостренное чувство справедливости, стремление к самовыражению, поиск ценностей и смысла жизни. Молодые люди полны внутреннего протеста, в силу отсутствия жизненного опыта и знаний они подвержены внушению и манипулированию.

 

10 марта 2023 года для учащихся VII-XI классов прошел единый информационный час «Мы в интернет-пространстве: как защититься от манипуляций».

Информационный блок «Какие опасности подстерегают нас в интернете».

Были рассмотрены основные угрозы, с которыми могут столкнуться несовершеннолетние. До сведения обучающихся доведена информация, что в Республике Беларусь за распространение негативного контента владельцы сайтов, а также авторы электронных текстов и видеопродукции могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.

 

Учащиеся ознакомлены, что к запрещенной для распространения среди детей относится информация:

побуждающая к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда собственному здоровью;

способная вызвать желание употреблять наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную продукцию, принимать участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

отрицающая традиционные семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

оправдывающая противоправное поведение;

содержащая нецензурную брань;

содержащая информацию порнографического характера.

 

Информационный блок «Манипулирование в интернете: вовлечение в деструктивные группы».

С каждым годом растет количество случаев, когда малознакомые либо совсем незнакомые люди высказываются в сетях о том, что должен делать, писать, жить, как одеваться и т. д. конкретный человек. Чаще всего такие советы дают медийным персонам (политикам, артистам, блогерам и т. д.). Все это – не что иное, как самая элементарная манипуляция.

Цель манипуляторов – добиться от людей того поведения, которое им нужно. Манипуляторы не считают других людей личностями, для них не имеет значения неприкосновенность личности, внутреннего мира другого человека. Манипуляции дают наивысший результат, когда за демонстрируемой открытостью действий скрывается тщательно продуманная, спланированная и замаскированная схема достижения задуманного результата.

Все больше людей вместо живого общения и активного отдыха предпочитают проводить много времени за компьютером, телефоном, погружаясь в виртуальный мир. Некоторые сайты, web-страницы, интернет-сообщества могут призывать детей и молодых людей входить в разные группы по интересам, увлечениям (по музыкальному направлению, творческой деятельности (вокалу, рисованию и др.), кулинарии, могут быть посвящены определенному фильму, сериалу, творчеству музыкального исполнителя, актера,блогера и т.д.). Чаще всего такие группы оказывают положительное влияние, способствуют углублению знаний в определенной сфере, организации общения с единомышленниками.

Но среди таких групп можно выделить группы, которые оказывают вредное, негативное влияние:

- экстремистские (обучают использованию оружия, нанесению вреда зданиям, сооружениям, технике, в том числе посредством граффити и неуважительных надписей, призывают к убийствам и проведению выступлений протеста, террористических акций);

- религиозно-сектантские (призывают к вступлению в религиозные группы, которые считают себя исключительными, избранными, готовыми лишать жизни себя или других людей, разрушать памятники культуры, сооружения и имущество людей других религиозных взглядов);

- призывающие к причинению вреда собственному здоровью и организму;

- фанатские, нацистские и иные группы, призывающие к шокирующим, агрессивным, разрушительным действиям в отношении материальных объектов, людей других группи др.

Подобные группы называют деструктивными (опасными, наносящими вред, уничтожающими, разрушающими само общество, его культуру, нарушающими благополучие, права, здоровье граждан).

 

Ежедневно в социальных сетях службы информационной безопасности выявляют тысячи сообществ с участием несовершеннолетних, пропагандирующих деструктивные формы поведения (агрессия, употребление наркотических средств, терроризм, причинение себе вреда и прочее).

Подавляющее большинство подростков и молодежи уверены, что лично с ними, никогда ничего плохого в сети интернет не произойдет. Но, к сожалению, они ошибаются, так как подход к каждому человеку подбирается индивидуально.

 

 

Информационный блок «Методы защиты от манипулирования».

Манипуляцию в интернете можно определить по нескольким признакам. В первую очередь пользователю необходимо обращать внимание на то, как представлена интересующая информация. Вероятность использования манипуляции существенно увеличивается в том случае, если в процессе работы с каким-либо информационным объектом, например, с текстом, отсутствуют ссылки на источник информации, в качестве источника информации представлен неизвестный эксперт, в тексте используются многократные повторы одной и той же информации, информация носит ярко выраженный оценочный характер.

В процессе общения в интернете необходимо проявлять осторожность, если отмечается отсутствие информации о собеседнике, используются непозволительные высмеивания, оскорбления в ваш адрес; воздействие на чувства и эмоции, собеседник пытается управлять ходом беседыи подводит к определенным выводам.

Учащиеся ознакомлены с общими рекомендациями для обеспечения безопасности в интернете:

  1. Защищайте свои персональные данные. В онлайне личные данные должны быть надежно защищены. Важно помнить: мы не всегда знаем, кто на самом деле сидит на другом конце линии и прячется под маской приятного виртуального собеседника.
  2. Создайте анонимную личность. Для получения доступа к функциям отдельных сайтов, форумов, чатов или социальных сетей необходимо ввести персональную информацию. С осторожностью относитесь к тому, что запрашивает у вас ресурс: по возможности, используйте вымышленный ник, не связанный с настоящим именем или фамилией, указывайте общий адрес (например, только город или страну), не вводите свой номер телефона – детским сайтам эти данные не нужны, используйте опцию «скрывать мой электронный адрес», которая предоставляется большинством форумов для защиты пользователей от спама, не используйте свою фотографию в качестве аватара – лучше подобрать изображение, не относящееся к личной жизни.
  3. Выбирайте, с кем советоваться. Подростки нередко проявляют интерес к вопросам сексуальности и вполне закономерно ищут нужную информацию в Сети. Однако если хочется поговорить на эту тему, обсудить личные ощущения или проблемы, лучше найти для этого человека, знакомого в реальной жизни, которому можно доверять.
  4. Сообщайте о противоправных действиях. Если вас пытаются соблазнить, вызывают на смущающий разговор, обязательно сообщите об этом родителям или друзьям. К тому же современные ресурсы предоставляют возможность отправить модератору жалобу на сообщение или личное письмо – не стесняйтесь пользоваться этими функциями. Также рекомендуется сохранять тексты электронных писем и беседы в чатах, сообщения SMS или MMS (например, в папке «Входящие сообщения») – их можно представить в качестве доказательств в милиции.
  5. Помните, что не всякий человек в онлайновой среде является тем, за кого себя выдает. Собеседники могут притворяться ровесниками, чтобы создать атмосферу дружеских отношений и доверия, а затем перейти к встречам и возможному насилию в реальном мире.

Методы противодействия манипуляции в интернете можно разделить на три основные группы. Перваягруппа – методы противодействия, которые основаны на умении контролировать и анализировать свои действия.

  1. Необходимо уметь отстаивать свою точку зрения, свои взгляды и убеждения в дискуссиях или спорах.
  2. Необходимо подтверждать свою позицию фактами.
  3. В случае, если дискуссия приобретает агрессивный характер, не стоит оправдываться или защищаться. Оправдываясь или защищаясь, человек резко теряет инициативу в дискуссии, оставаясь беззащитным перед манипулятором.
  4. Важно знать свои слабые места и стараться обходить стороной обсуждение, которое может вызвать у вас негативные эмоции.
  5. Необходимо доверять своей интуиции, если появляются сомнения в намерениях собеседника, а также в правдивости полученной информации.

Вторая группа методов направлена на развитие критического мышления – объективной оценки ситуации или события, способности человека поставить под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения и выводы. Необходимо дать себе время и задать критические вопросы по поводу того, что вам предлагают. Приведите доводы «за» и «против» по поводу той информации, что вам преподносят. Для развития критического мышления необходимо обратить внимание на следующее.

  1. Необходимо проверять поступающую информацию, искать ее источники, а также альтернативные позиции, которые могут подтвердить или опровергнуть представленную информацию.
  2. Если имеет место активное влияние собеседника, то необходимо найти информацию о нем, его профиль в интернете, просмотреть его круг общения, возможно, и общение с самим кругом.
  3. Ключевым элементом критического мышления являются ответы на вопросы: «Зачем мне нужно общаться с этим человеком?», «Почему я должен читать этот блог или прислушиваться к мнению этого человека»? и др. Вопросы подобного рода позволяют создать первичную защиту к восприятию информации манипулятивного характера.

Третья группа методов направлена на рациональное и эффективное использование доступного инструментарияинтернет-ресурсов. Для защиты от манипулирования человеку необходимо:

  1. Использовать систему черных списков (выделение в особую группу собеседников, пытающихся манипулировать вами).
  2. Использовать систему фильтрации нецензурных слов, которая позволяет испытывать меньший эмоциональный дискомфорт в общении с другими пользователями.
  3. Не оставлять в интернете слишком много информации о себе. Эти сведения манипулятор сможет использовать для того, чтобы войти в круг вашего общения (прикрывшись общими интересами), либо выступить в роли интернет-тролля и подвергнуть критике вас и ваши интересы, «наклеить» на вас соответствующие ярлыки.
  4. Во время дискуссии или поиска информации не позволять отвлекать себя от изначально интересующей темы.
  5. При необходимости обратиться в центры безопасности или к администраторам Интернет-ресурсов с просьбой заблокировать агрессивного пользователя в случае столкновения с киберзапугиванием.

Усвоив указанные методы противодействия манипуляциям в интернете, пользователь получит возможность обеспечить собственную информационно-психологическую безопасность.

В процессе использования интернет-ресурсов необходимо отличать фейк от правды. Существует ряд приемов, чтобы обмануть, но есть и приемы, позволяющие распознать ложь. Назовем некоторые из них:

  1. «Правило трех». Прежде чем принять за истину какую-либо информацию в Интернете, необходимо проверить ее еще, как минимум, в двух, не зависимых друг от друга, источниках.
  2. Сравнение полученной информации с уже известной по этой теме. В поисках какого-либо материала не стоит полагаться на первые попавшиеся источники.
  3. Проверка достоверности полученной информации у авторитетных экспертов (специалистов). Если того требует необходимость, можно проверить информацию, проконсультироваться с экспертами в данной области (в зависимости от характера информации в качестве эксперта может выступить учитель, педагог-психолог и др.).
  4. Запрос у источника информации дополнительных деталей, подтверждающих истинность основного сообщения. Если на сайте нет контактов автора или же он вообще не указан, то, скорее всего, такая информация является перепечаткой, соответственно она могла утратить свою точность и истинный смысл.

Будьте всегда внимательны к Другому, который оказался рядом с Вами, и ко всему, что происходит вокруг. Не позволяйте собой манипулировать!

изображение_viber_2023-03-10_12-38-56-741   изображение_viber_2023-03-10_12-38-56-884

изображение_viber_2023-03-10_14-26-03-171

изображение_viber_2023-03-10_13-19-41-731   изображение_viber_2023-03-10_14-02-18-107

изображение_viber_2023-03-10_14-02-47-815   изображение_viber_2023-03-10_14-26-03-075

изображение_viber_2023-03-10_14-26-23-789

 

10.03.2023

Астапович В.В.,

заместитель директора

по воспитательной работе

Ещё в этом разделе