Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
Средняя школа №2 г. Слуцка
ДРЕВНЕЕ ЗАМЧИЩЕ
Впервые Слуцк (летописный Случеск) упоминается в 1116 году в «Повести временных лет» как один из городов Туровской земли. Центр удельного Слуцкого княжества, которое выделилось в 1160 году, когда слуцким князем стал Владимир Мстиславович, внук Владимира Мономаха. Окончательно оформилось в 1190-е годы, и в 20-30-х годах XIV столетия вошло в состав Великого княжества Литовского. В 1395 году его владельцем становится сын великого князя литовского Ольгерда – Владимир, а затем его наследники князья Олельковичи. Некоторые из этого рода сидели на киевском престоле и захоронены в Киево-Печерской лавре, которую опекали и помогали ей материально, другие были князьями Новгорода Великого. С Московской державой Слуцкие князья поддерживали не только династические (Семён I Александрович и Михаил Александрович Олельковичи – двоюродные братья московского князя Ивана III), но и политические связи. В 1446-1447 годах на помощь московскому князю Василию II против князя Дмитрия Шемяки, захватившего московский трон, было направлено войско во главе с Олелько. Когда в 1430 году умер великий князь литовский Витовт, среди тех, кого хотели видеть его преемником на государственной должности, называли Олелько Владимировича Слуцкого. Его знали не только как заботливого хозяина своей земли, но и как талантливого военачальника, вдумчивого дипломата. Вместе со своим полком он принимал участие в битве народов на Грюнвальдском поле, где объединённые войска победили ранее непобедимых крестоносцев. Это его подпись стоит на мирном Мельнском договоре с Тевтонским орденом, в результате чего крестоносцы вынуждены были навсегда прекратить набеги на наши земли. Но великим князем литовским он всё-таки не стал.
свернутьДом дворянского собрания
(Слуцкий краеведческий музей)
Дом дворянского собрания возводился в конце XVIII века как панский особняк. Землю под строительство будущий хозяин выкупил у Ильинского монастыря, и вскоре здесь появился жилой дом и хозяйственные постройки, а перед ними, чтобы осушить территорию, выкопали пруд. Первым хозяином особняка был отставной военный, немец по национальности, упоминается он, однако, только инициалами: «пан В.S.». Чем вызвана эта скромность, неизвестно, был он выпускником Визбургского университета, знал несколько языков, интересовался литературой. После смерти владельца усадьба запустела. Затем здесь поселился барон Сталь (или Шталь, или Стаэль), слуцкий городничий, который последние годы жизни провёл в Вильно или Новогрудке, где в 1886 году и написал воспоминания о Слуцке 1820-1840 годов. Возможно, что после отъезда Сталя усадьба перешла во владение городских властей и стала домом дворянского собрания. Чего только на своём веку не повидали стены старинного особняка, он чудом уцелел в бурном ХХ столетии и теперь даже стал своеобразным символом древности нашего города. Сейчас в этом здании располагаются экспозиции краеведческого музея Слуцкой земли.
свернутьДуховная семинария
(Медицинский колледж)
Духовная семинария (Медицинский колледж) – при слуцком Преображенском монастыре с начала 17 века существовала школа для мещанских детей. В 1728 году при этом же монастыре открылась православная духовная школа для детей духовенства. В 1785 году она превращается в 2-классное духовное училище, называющееся «Слуцкая семинария». В 1885 году возводится новый каменный учебный корпус (архитектор Садовский). Место было выбрано рядом с монастырём. Здание – п-образный в плане 2-этажный дом с боковыми ризалитами, завершающимися фронтонами. Середина главного фасада обозначена тамбуром. Декор фасадов скромный: карниз, пилястры, междуэтажный поясок. Является памятником архитектуры позднего классицизма. Сейчас здесь размещаются учебные помещения медколледжа.
свернуть
Коммерческое училище
(Консервный завод)
Издавна Слуцк развивался как торгово-ремесленный центр. С развитием капитализма значение коммерческой деятельности значительно возрастает. В 1910 году в городе открывается коммерческое училище. Для него в 1911-1914 гг. возводится учебный корпус, 2-этажный с полуподвальным этажом, необлицованный. Это г-образное здание, накрытое высокой 2-скатной крышей, фасады которого богато обработаны лопатками, орнаментом, карнизами. В его ассиметрии прослеживаются черты модерна. 15.07.1920 здание сожжено отступающими из города белополяками, а в 1924 – восстановлено. Тут размещаются школа, комитет профсоюзов, дом культуры, медучилище. В 1944 году его взрывают отступающие немцы. После войны было отстроено и использовалось для размещения цехов консервного завода. Сейчас законсервировано и ждет финансовых средств для возрождения как памятник архитектуры 19 века.
свернутьПочтовая станция
Почтовая станция: в конце 18 века в результате раздела Речи Посполитой значительная часть её земель была присоединена к Российской империи. Возникает необходимость соединить хорошими дорогами центральные районы с новыми территориями. Одной из таких дорог являлось шоссе Москва-Варшава, отрезок которой проходил через Слуцк. Провели её в 40-е гг. 19 века, одновременно разрушив исторически сложившуюся средневековую планировку. Слуцкий комплекс строился из кирпича и дерева по «образцовому проекту» 1846 года. Появился на выезде из города, на правой стороне шоссе. Включает в себя главный корпус с помещениями для путешественников, смотрителя и оформления документов и симметрично поставленные флигели: один для ямщиков, другой для хозяйственных нужд. Здания соединены между собой стенами с воротами. Внутри за ними прямоугольный двор, который замыкает здание конюшни. Все строения одноэтажные. Сейчас здесь размещаются магазины и жилые помещения.
свернутьМонумент Холокоста
Много город повидал на своем веку. Революционные потрясения, страшные часы военных лихолетий – все это тяжелым бременем легло на плечи горожан. Мы никогда не забудем массовые расправы и преступления, совершенные в годы ВОВ нацистами.
16 сентября 2007 года в г. Слуцке открыт мемориальный знак жертвам Слуцкого гетто. Знак установлен на месте расположения еврейского гетто в годы оккупации города фашистскими захватчиками и в память о безвинно расстрелянных 3000 жителей района в феврале 1943 года. Располагается за зданием Дома Советов.
Осенью 1941 года Слуцк стал одним из первых городов Беларуси, где фашистские оккупационные власти учинили массовую расправу над еврейским населением. Страшные события произошли 27-28 октября 1941 года. За два дня зверски было убито от 5 до 8 тысяч человек. Гетто делилось на две части: первую составляли старики, нетрудоспособные и дети; вторую – те, кто мог выполнять физические работы.
На работу водили строго под конвоем. Продолжались и издевательства над людьми. После рабочего дня для узников гетто был установлен «кровавый час». Людей строили в колонны около банка по ул. Урицкого и бегом гнали на ул. Володарского. Там они расчищали площадку под строительство. Потом снова бегом гнали на еврейское кладбище. Их избивали, травили собаками. 8 февраля 1943 года гетто было уничтожено, часть евреев убито, а остальные сожжены.
27 октября 1942 года фашистские каратели открыли печальный счет сожженных на Слутчине сел. В тот день была уничтожена деревня Жилин Брод. 23 февраля 1943 года каратели вошли в Одамово. Часть людей расстреляли, а часть сожгли. Далее на пути была Поликарповка, Крушник, Рудновка, Березинец. Самая известная деревня в этом печальном списке – Переходы. Там погибли 116 человек. О ней написал Алесь Адамович в книге « Я из огненной деревни», а Элен Климов снял фильм «Иди и смотри». Именно в д. Переходы установлен памятник-монумент всем селам, сожженным 23 февраля 1943 года.
Слуцкий концлагерь был организован в 1941 году на ул. К.Либкнехта (ныне Виленская). Тысячами люди поступали в лагерь из оккупированных областей России: Смоленской, Псковской, Тверской, Орловской, Калужской, Брянской. В основном это были женщины, старики, дети, более трудоспособное население сразу направлялось в Германию. Подавляющее большинство белорусов попадали в лагерь по обвинению в связях с партизанами, за неявку на биржу труда и просто для использования в качестве рабочей силы по возведению оборонительных сооружений, ремонту дорог и т.д. Характер захоронений говорит о том, что часть узников расстреляли, другие умерли от голода и от сыпного тифа. В 1942 году немцы внутри лагеря сожгли барак с больными сыпным тифом с русскими военнопленными, в котором насчитывалось около 600 человек. Невозможно перечислить все зверства фашистов, назвать имена всех погибших узников лагеря. Списки узников также не сохранились. Всего в лагере за период с 1941 по 1944 годы было замучено, расстреляно, умерло от голода и эпидемии более 14 тысяч человек, что было подтверждено показаниями свидетелей.
В ряде писем сообщается, что лагерь был ликвидирован летом 1943 года, а часть его узников направили в ближайшие деревни для работы на полях. Многих направляли в другие лагеря. Во многих письмах говорится, что лагерь был ликвидирован в 1944 году, а его узники были освобождены Красной Армией.
свернуть
Музей истории Слуцких поясов
Двухэтажное здание мануфактуры слуцких поясов находилось на улице Сенаторской (теперь улица Комсомольская). Благодаря гению Максима Богдановича они стали "визитной карточкой" города. Благодаря самим поясам Слуцк в считанные десятилетия превратился не только в крупнейший экономический центр, но также в одну из признанных столиц европейской моды. А начиналось все с того, что в середине 18 века среди дворянского сословия приобрели бешеную популярность широкие (до 50 см) шелковые пояса, привозимые из Турции и Персии. Все возрастающий спрос на них навел предприимчивых Радзивиллов на мысль о создании в Слуцке собственной мануфактуры по производству персидских поясов - "персиарни". Далее история приобретает некоторые детективные черты. В конце 1757 года из Стамбула тайком в разобранном состоянии был вывезен ткацкий станок и специальный каток для прокатывания поясов.
Слуцкие пояса ткались из тонких шёлковых, золотых и серебряных нитей. Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метров, а ширина от 30 до 50 см. Пояса украшались по краям — узорной каймой, а концы — пышным, главным образом растительным орнаментом, в котором народные узоры сочетались с восточными мотивами. У Слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонние (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценимыми считались четырёхсторонние Слуцкие пояса — каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. Середник пояса имел орнамент с поперечными гладкими или узорными полосами, реже узор был сетчатым, в горошек и пр. Концы пояса имели сложный орнамент, чаще с двумя мотивами: чаще всего — овал, окруженный листьями со стеблями и цветами. В углу пояса с обеих сторон ткалась метка на старославянском и латинском языках (Слуцк, В городе Слуцке, Сделано в Слуцке). Концы пояса иногда обшивались бахромой. Слуцкие пояса повязывались сверху кунтуша — мужской верхней одежды, к поясу крепилось оружие.
В конце 1757 года в Слуцк был приглашён знаменитый турецкий мастер Ованес Маджаранц, армянин по национальности. Он некоторое время работал в Станиславе (Ивано-Франковск), затем в Несвиже. В Станиславе проходили обучение два слуцких художника — Ян Годовский и Томаш Хаецкий. В 1758 году Ованес Маджаранц заключает договор с Михаилом Казимиром Радзивиллом о создании «фабрики перской» для изготовления «пояса с золотом и шелком» с обязательным обучением «работе перской» местных умельцев.
Так как первыми были приглашены мастера из Османской империи и Персии, пояса делались с восточными узорами. Обучение ткача длилось не менее семи лет. Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах поясов — незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба.
Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Их производство было организовано и на московских и лионских фабриках. В Москве существовало около 20 шёлкоткаческих производств. На территории современной Польши наиболее известные персиарни находились в Кобылке и Липкове под Варшавой, где изготовление поясов наладил Яков Пасхалис. Несколько производств находились в Кракове и Гданьске. Эти фабрики находились под большим влиянием Слуцкой мануфактуры.
Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года. После третьего раздела Речи Посполитой и восстания 1831 года на территориях, вошедших в состав Российской империи, было запрещено носить Слуцкие пояса, меняются тенденции моды. Под влиянием этих факторов изменяется характер производства — начинается выпуск тканей для церковных нужд.
Во второй половине XIX — начале XX века Слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества. Технологии ткачества, которые использовались при производстве Слуцких поясов, длительное время считались утерянными. В 2014 году в городе Слуцке начали машинное изготовление копий Слуцких поясов
Слуцкие пояса хранятся в коллекциях: государственный исторический музей в Москве; Музей древней белорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы; Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге; Музей имени Ивана Луцкевича в Вильнюсе; Львовский музей этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины; Львовский исторический музей; Смоленский государственный музей-заповедник; Минский областной краеведческий музей города Молодечно; Историко-археологический музей в Гродно; Национальный музей в Варшаве; Белорусский национальный художественный музей; Слонимский краеведческий музей; Слуцкий краеведческий музей; Гродненский государственный историко-археологический музей.
Ткачеством в мануфактурах по изготовлению Слуцких поясов занимались только мужчины. Было принято считать, что при прикосновении женской руки к золотым и серебряным нитям они потускнеют, и пояс будет испорчен. Узоры для поясов разрабатывались не ткачами, а художниками. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая. На изготовление одного пояса уходило от 400 до 800 граммов золота. Стоимость пояса составляла от 5 до 50 дукатов (один дукат равнялся 3 золотым рублям). Цена в злотых доходила до 1000, что приблизительно равнялось годовому доходу офицера армии Речи Посполитой.
В рамках реализации Государственной программы возрождения технологий и традиций производства Слуцких поясов и развития национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» на 2012-2015гг. на предприятии была завершена реконструкция производственного корпуса по ул. М.Богдановича, 8. Создано новое производство по изготовлению копий и аналогов Слуцких поясов, открыт музей истории Слуцких поясов, кафе «Старый город», торговый объект «Сувенирная лавка», установлены памятники слуцкому ткачу и Слуцкому поясу. Живописнейшее место на берегу Случи стало любимым для всех горожан и гостей города.
свернуть
Памятник Анастасии Слуцкой
С 1502 по 1521 год город накрыла лавина набегов крымских татар. Летом 1506 года, после смерти мужа, князя Семёна Михайловича, оборону Слуцка возглавила княгиня Анастасия. Четырнадцатитысячное войско крымского хана Бити-Гирея осадило город, татары сожгли посады, сделали десятки подкопов, но замок взять так и не смогли. В августе того же 1506 года татары были наголову разбиты под Клецком Михалом Глинским, который, будучи восхищён красотой и отвагой Анастасии, позже сватался к ней, но получил решительный отказ. Почувствовав себя оскорблённым, Глинский решил отомстить строптивой княгине и взять Слуцк силой. Но неприступная для татар крепость не сдалась на милость их победителя. А княгиня Анастасия и далее обороняла Слуцк от не прошеных гостей, восстанавливая и ремонтируя стены и башни, которые вытерпели многочисленные осады. Она возводила храмы, как благодарность богу за спасение края от татар и в память о погибших слуцких воинах, изменила планировку города, перенеся торговую площадь на новое место – на запад от детинца, за реку Бычок. Оставила сыну Юрию богатое наследство. Позже она выдала замуж дочь Александру за князя Константина Острожского, выдающегося полководца, гетмана ВКЛ, порадовалась их счастью и отошла в мир иной, оставив о себе такую память, которая не гаснет и по сегодняшний день. К 900-летию рождения нашего города мы получили долгожданный подарок, памятник белорусской Жанне Дарк, нашей княгине Анастасии Олелькович. Новая достопримечательность появилась в Слуцке 13 сентября у входа в будущий Дворец бракосочетаний.
Автор памятника и проекта — член Белорусского союза художников, скульптор Сергей Оганов; архитектор — Сергей Багласов, лауреат Специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства 2015 года. Памятник уникален тем, что скульптура состоит из двух элементов: камня и бронзы.
свернуть
Памятник воину-освободителю
В конце лета 2005 года в Слуцке на смену существовавшему ранее скромному памятнику партизанам и воинам - освободителям города от немецко-фашистских захватчиков появился величественный монумент. Город, как следует из текста на постаменте памятника, освободили 30 июня 1944 года войска 1-го Белорусского фронта. Его командующим был Константин Рокоссовский. Он принимал участие в разгроме немцев под Сталинградом, за что получил звание Героя Советского Союза. После Сталинграда была Курская дуга, освобождение Украины и Белоруссии.
В операции "Багратион", в результате которой освобождена Беларусь, Рокоссовский командовал 1-м Белорусским фронтом. За успешную операцию ему было присвоено звание Маршала Советского Союза.
Памятником Рокоссовскому является и монумент, установленный в Слуцке в честь подвига воинов возглавлявшегося им 1-го Белорусского фронта, освободивших наш город.
свернутьПамятник Святой Софии Слуцкой
Слуцкая земля прославилась не только воинами, меценатами, государственными деятелями. Она воспитала свою святую. Это София Слуцкая, которая входит в Собор белорусских святых. Княгиня София, последняя из рода Олельковичей, - идеал благочестия и огромной духовной щедрости.
1 апреля день памяти Святой праведной Софии, княгини Слуцкой. Прошло почти четыре столетия, с тех пор, как завершилась ее земная жизнь. Но и сегодня вспоминают о ней православные верующие, приходят в Минский Свято — Духов кафедральный собор, где покоятся ее нетленные мощи, чтобы помолиться и попросить заступничества, преисполниться верой, терпением и надеждой в своих делах и заботах.
София Слуцкая, происходила из древнего рода Олельковичей, княживших в городе Слуцке, одном из древнейших городов Беларуси. Около 1270 г. город оказался во власти литовских князей, в 1395 г. образовался особый удел со своими князьями, родоначальником которых стал внук великого князя Ольгерда — Александр (Олелько) Владиславович. Под управлением Олельковичей Слуцк строился, укреплялся и к XV веку считался одним из главных городов Великого княжества Литовского. Этот род явил миру немало благочестивых христиан, хранивших верность Православной Церкви. Дед святой Софии Юрий Юрьевич — великий почитатель православных святынь — известен собственноручно переписанным Евангелием, переданным в дар Слуцкому Свято - Троицкому монастырю. Кроме того, сохранились грамоты князя Юрия и его супруги Екатерины о слуцких церквях и монастырях. В своем духовном завещании князь увещевал сыновей попечительствовать, подобно ему, над Свято — Троицким монастырем, не отнимать у обители данных ей пожертвований и привилегий, твердо держаться Православия. Заветы князя строго выполнял Юрий Юрьевич II, отец Софии Слуцкой, который, несмотря на католические притеснения из — за верности Православной Церкви, твердо держался веры отцов и обычаев предков. Как и отец, был он щедрым дарителем церквям и монастырям: известен пожертвованный им Благовещенской церкви Свято-Троицкого монастыря литой серебряный настоятельский посох. Юрий Юрьевич был женат на Екатерине из рода Кишек; от этого брака, длившегося менее одного года, и родилась 1 мая 1585 г. их единственная дочь, последняя из рода Олельковичей. Словно в ознаменование будущей мудрости Слуцкой княгини и ее заботах о гонимом Православии, княжну назвали во святом крещении Софией.
Через несколько лет один за другим умирают родители Софьи, так и не прижив еще детей. Осиротев, София стала богатой наследницей: ей досталась третья часть родового состояния. Согласно завещанию деда, София становится еще и княгиней Копыльской. После этих событий Софья остается самой богатой сиротой во всем княжестве, а заодно и самой богатой невестой, хотя ей не исполнилось еще и десяти лет. Ее опекуном становится родственник со стороны матери, жмудский староста Юрий Ходкевич. Детство девочки прошло в его имениях в Берестье и Вильно. В этом время София, предоставленная самой себе, начинает увлекаться религией, Святыми книгами, долгими беседами со священниками. Ходкевичи задолжали князьям Радзивиллам значительные денежные суммы и хотели использовать свою опеку: за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода отделаться от долгов, умножив при этом собственное состояние. По этим соображениям Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла. Разумеется, София ничего не знала об этом решении. Одновременно с приготовлениями к свадьбе тянулась тяжба между другими представителями родов Ходкевичей и Радзивиллов из-за имения Копысь под Оршей. Дело практически дошло до кровопролития, когда Радзивиллы осадили Ходкевичей в их доме в Вильно, где жила София. Но буквально за несколько часов до начала штурма девушка дала согласие на брак с Янушем Радзивиллом, тем самым предотвратив побоище. День бракосочетания назначили на воскресенье 1 октября 1600 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, которой вручала свою судьбу юная София. Однако незадолго до венчания появилась еще одна проблема — опекуны не спросили у невесты, согласна ли она изменить своей вере для брака с Несвижским князем католиком. Но Православие, вера предков — главное сокровище, оставшееся у княжны Софии от отцовского наследства, и она решительно отказалась переходить в католичество. Более того, София настаивала еще и на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные. Только при выполнении этих условий четырнадцатилетняя княжна соглашалась на брак.
Князю Янушу пришлось обратиться к Римскому Папе с соответствующим прошением. Разрешение было получено и бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось в назначенный срок: 1 октября 1600 года, по православному обряду, в одном из соборов Бреста. Обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой. Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года. В это время ей принадлежал город Слуцк, и княгиня встала на защиту народа и православных святынь «от униатского насилия». С участия княгини Софии, Слуцк оставался твердыней Православия. Как могла, хранила православных от всех напастей княгиня София Юрьевна. Под ее кров стекались сирые, теснимые, гонимые за стойкость в Православии единоверцы из различных имений. Несмотря на опасности пути, она вместе с богомольцами, пешком посещала многочисленные храмы в дни их престольных праздников. Жители города смогли сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты православия.
Вместе с мужем София также много жертвовала и занималась благотворительностью. Архивы до сих пор хранят грамоты четы Радзивилов о пожертвованиях церквям. На Мир-горе Язельского прихода, тогда Бобруйского уезда, София на свои средства строит Покровский Храм. Она своими руками вышивала тяжелейшие золотканные священнические ризы в дар Церквам. К сожалению, Господь не дал супругам потомства. В 1604 и 1608 г. их дети Николай и Екатерина умерли младенцами. А 19 марта 1612 г., родив мертвого ребенка, скончалась и сама София. Её похоронили в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с местом, где покоился её отец князь Юрий Юрьевич.
Безвременная кончина супруги глубоко ранила мужа — князя Януша. Но и по смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. И действительно, влияние памяти четы Софии и Януша было столь велико, что все Радзивилы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие в крае, хотя сами оставались в иноверии. Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса.
В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры. Длительное время мощи святой находились под алтарной частью Спасского храма Слуцкого Троицкого монастыря. В 1904 году они были перенесены в так называемую зимнюю каплицу монастыря. А в 1912 году гроб был помещен за правый клирос Свято-Троицкого храма, напротив придела в честь Святой великомученицы Екатерины.
В 1930 г. Свято-Троицкий Слуцкий монастырь был закрыт. Сегодня мощи святой почивают в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе в северном приделе в честь чудотворной Минской иконы Божией Матери, напоминая верующим о подвиге жившей во Христе и прославленной Им слуцкой княгини. Ей молятся и просят о чистой и искренней любви.
Официально Православной Церковью святая София княгиня Слуцкая канонизирована по Благословению Владыки Пимена в Соборе Белорусских Святых 3 апреля 1984 г.
свернуть
Собор Святого архангела Михаила
Свято-Михайловская церковь - соборный городской храм. Церковная усадьба после появления каменных каплицы-иконной лавки, освещённой в честь иконы Божией Матери Владимирской, корпуса духовно-просветительского и административного центра (архитектор А. Яроменко) и других строений превратилась в архитектурный ансамбль.
Этот храм – единственный уцелевший из 13 церквей и 3 монастырей, существовавших в Слуцке с начала 19 века. Одни из них пострадали от пожара, другие были разрушены войнами и советскими властями.
Свято-Михайловский собор – один из самых старых историко-архитектурных памятников Слуцка. Но вот об истории строительства храма верующие знают очень мало. Оказывается, первоначально церковь была построена в Старом городе в конце 17 – начале 18 века на улице Копыльской в честь царя Константина и Алены в традициях народного деревянного зодчества с элементами барокко.
Во второй половине 18 века ее переносят в предместье и ставят недалеко от старой Михайловской церкви, упраздненной в 1797 году, а затем демонтированной. В 1798 году Константиновскую церковь переименовывают в честь Архангела Михаила. Ей же в наследство остаются вещи и денежные средства старой Михайловской и городской Козьмодемьяновской церквей. Во время Отечественной войны 1812 года храм был разграблен наполеоновской армией. Рядом с церковью стояла деревянная колокольня с пятью колоколами. Но к концу 19 века она состарилась и в 1879 году была разрушена сильным ветром. В 1880 годах к церкви с западной стороны была пристроена новая трехъярусная колокольня. Строители умело нашли гармоническое соотношение пропорций колокольни и храма. С этого времени архитектурный облик храма был приближен к псевдорусскому стилю и больше не менялся.
В 1990-х годах церковь переименовали в собор. Старожилы города Слуцка рассказывают, что их храм за более чем двухсотлетнее время своего существования ни разу не закрывался, даже в период атеистических гонений.
Церковь Святого Михаила-Архангела - памятник архитектуры второй половины XVIII в. Имеет республиканское значение. В настоящее время церковь действует и является центром православной жизни Слутчины.
свернутьСтарейшая гимназия 1617 года
В 1617 году была открыта кальвинистская школа, которая в 1630-х годах стала кальвинистской гимназией. С 1778 года, когда завершилась реформа, кальвинистская гимназия стала называться публичным евангелическим училищем, с 1809 года Слуцкое учебное заведение стало называться публичным уездным училищем, а с 1868 года получила статус государственной классической мужской гимназии. Кальвинистское учебное учреждение уже в XVII веке завоевало известность и славу далеко за границами Беларуси как «Слуцкие Афины», как «Образцовая Слуцкая гимназия». И она смогла сделать это только потому, что возле её колыбели стояли выдающиеся педагоги своего времени. Учителя Андрей Добранский, Андрей Музоний, Рейнгальд Адами и другие основатели Слуцкой школы – авторы статута и пособий – были педагогами европейского уровня. К слову, по пособию по риторике, созданном Рейнгальдом Адами, позже учился Михаил Ломоносов. Гимназистами, в соответствии со статутом, могли стать практически все способные подростки, независимо от вероисповедания и социального происхождения. В обучении использовались лучшие известные методики того времени, были и такие, которые бы сегодня ни в коем разе не применялись в педагогике. Например, чтобы заинтересовать учеников лучше и глубже знать латинский язык, в Слуцкой школе за дополнительное изучение латинских текстов ученики получали пиво.
В гимназию принимали шляхетских детей, горожан, иногда крестьянских детей. Учились 6-8 лет.
В 1809-1836 годах Слуцкое учебное заведение дважды реформировалось: вводились новые предметы, впервые был назначен светский директор. Постепенно школа начала переходить с польского на русский язык обучения. В стенах гимназии развернулась борьба между сторонниками польской и русской культур. Она достигла своего кульминационного пункта в 1862-1863 годах. После подавления восстания под руководством К. Калиновского преподавание польского языка в Слуцкой гимназии было отменено навсегда.
В одном из залов гимназии выступал Якуб Колас. В 1923 году в Слуцке проходили курсы повышения квалификации для учителей, и Колас читал лекции по методике преподавания белорусского языка. Для слушателей курсов поэт впервые прочитал свою поэму «Новая зямля».
Известные ученики Слуцкой гимназии:
Копиевич, Илья Фёдорович (ок. 1651—1714)- просветитель, издатель, переводчик, поэт, писатель.
Богуш-Сестренцевич, Станислав — (1731—1826) — католический деятель, первый архиепископ Могилёвский. Член Российской академии (1807).
Кулаковский, Генрих Казимирович — (1808—?) — русский врач.
Непокойчицкий, Артур Адамович — (1813—1881) — русский генерал, участник Кавказских походов, Крымской войны и русско-турецкой войны 1877—1878 гг.
Крассовский, Эдуард-Антон Яковлевич (1821—1899) — врач, основоположник акушерства в России.
Даукша, Эдвард Якуб — (1836—ок. 1890) — литовский поэт и переводчик.
Абухович, Альгерд — (1840—1898) — белорусский писатель, переводчик.
Войнилович, Эдвард - (1847 - 1928) - белорусский и польский общественный деятель.
Цераский, Витольд Карлович — (1849—1925) — российский (советский) астроном, член-корреспондент Петербургской АН (с 1914 г.).
Лозинский, Самуил Горациевич — (1874—1945) — российский историк, соредактор Еврейской энциклопедии (1907-13).
Дыла, Язэп (Осип) Леонович (1880-1973) - белорусский писатель и общественный деятель.
Жаврид, Павел Яковлевич — (1899—1939) — деятель белорусского национального движения и антисоветского военного сопротивления.
Косберг, Семён Ариевич - (1903-1965) - доктор технических наук, эксперт в области авиационных двигателей и ракетных двигателей, Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда.
Чимбург, Иван Саввич — (1904—1978) — белорусский философ, специалист по марксистской философии, ректор Белорусского государственного университета в 1949—1952.
До нашего времени сохранились многие документы Слуцкой гимназии - старейшего учебного заведения Беларуси. Среди них Грамота князя Януша VI Радзивилла от 7 мая 1617 года об основании в Слуцке евангелического храма и училища при нем. Точных сведений об открытии училища не найдено, однако есть основания считать, что занятия начались с осени 1617 года, хоть новое здание школы не было еще возведено.
После смерти Януша VI Радзивилла его брат Христофор на основе училища в 1630 году создал гимназию. Преподавателей в ней было трое. Ученики распределялись по классам, 1 класс был самым старшим. Срок обучения в каждом классе - 2 года. Обучение было организовано не по предметам, а по классной системе, это значит, один учитель вел в своем классе все предметы. Все учителя были очень квалифицированными: преподавать приглашали профессоров из-за границы. Обучение велось на польском языке. В то время в Слуцкой гимназии изучали Закон Божий, польский, латинский, греческий и немецкий языки, этику, риторику, историю, законодательство, математику. Выпускники Слуцкой гимназии имели основательные по тем временам знания. Большинство из них становились проповедниками, некоторые продолжали образование в университетах Западной Европы, а потом работали преподавателями. Гимназия была известна далеко за пределами Беларуси.
На протяжении своего существования гимназия претерпела много реформ и преобразований. Одна из них началась в 1775 году. Расширился круг наук, изучаемых в гимназии. Введены география, физика, тригонометрия и др. Был ликвидирован поклассный метод преподавания, когда один учитель вел в классе все предметы. Это должно было улучшить качество ученических знаний. С 1778 года, когда завершилась реформа, кальвинистская гимназия стала называться публичным евангелическим училищем. Законченного среднего образования с 1778г. оно не давало. В 1793г. по второму разделу Речи Посполитой Слуцк был присоединен к России. В 1802г. впервые в курс Слуцкого училища включили русский язык.
С 1809 г. Слуцкое учебное заведение стало называться публичным уездным училищем. В 1827г. училище снова было преобразовано в гимназию. Она размещалась в старом деревянном здании. В 1829 г. началось строительство нового кирпичного здания по проекту архитектора Подчашинского.
8 июля 1868г. в дело Слуцкой гимназии вмешался царь. Он приказал преобразовать гимназию в классическое учебное заведение. Таким образом, в 1868г. гимназия целиком перешла в разряд правительственных учебных заведений. За Синодом было оставлено только право содержать преподавателя Закона Божьего. В 1882г. у Синода были выкуплены часть фундаментальной библиотеки и здание школы. После Октябрьской революции гимназия была преобразована в СШ №1. Однако в 1998 г. она получила статус "гимназии №1 с углубленным изучением английского языка". В 2003 году "возрожденная" гимназия успешно прошла государственную аттестацию.
свернуть