«Формирование гражданского патриотизма у учащихся профориентационных классов правовой направленности посредством краеведческой работы»

Кравцова Людмила Сергеевна,

заместитель директора по учебной работе,

учитель истории и обществоведения

высшей категории
Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 2 г. Слуцка»

 

«Формирование гражданского патриотизма у учащихся профориентационных классов правовой направленности посредством краеведческой работы»

И неразрывно мудрой силой –

Слова поэта чрез года:

«Мой родны кут! Як ты мне мілы!» -

Мой Слуцкий край,   цвети всегда!

Г.Н. Новиков          

        Проблема гражданственности и патриотизма не нова, она была и остаётся предметом постоянного внимания мыслителей и исследователей на протяжении всей многовековой истории общественной мысли. На рубеже XX и XXI вв. проблема воспитания патриотизма в нашем обществе вновь актуализировалась. Общественные изменения за последние десятилетия на постсоветском пространстве, повлекли за собой уничтожение целой системы духовных, нравственных и культурных ценностей. Так как новые ценности ещё не наполнились для людей конкретным, реальным и практическим смыслом, то возник кризис ценностей, тяжело переживаемый всем обществам[1,9]. Выросло поколение, для которого наличие большого количества денег предпочтительнее, чем образованность, трудолюбие, высокая культура, забота о других людях. Вызывают тревогу и беспокойство бездуховность, утрата стойких принципов и критериев оценки происходящего, низкий уровень веры в идеалы. Особо беспокоит то, что обесцениваются такие понятия, как любовь к Родине, гражданское мужество, армейский долг[2,4].

Поэтому перед школой стоит нелегкая задача – приложить максимум усилий, чтобы изжить эти негативные явления и изменить ситуацию к лучшему в плане воспитания гражданственности и патриотизма. Требуется повысить уровень образования подрастающего поколения, способствовать формированию разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать ее интересы. Для реализациипоставленной задачи на практике необходимо следующее:

1) определить специфику работы по патриотическому и гражданскому воспитанию со школьниками каждой возрастной категории;

2) отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;

3) разработать ряд мероприятий, способствующих воспитанию гражданина и патриота. [3].

Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. В нашей республике оно осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, с Кодексом Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», «О правах ребенка», Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в Беларуси работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль [2,12].

Воспитание гражданственности и патриотизма – это не школьный предмет, это вся окружающая среда, атмосфера школы, совместные со взрослыми дела и проекты, а так же реальное участие в жизни своего поселка, города, страны в целом. Необходимо всю систему школьного воспитания сориентировать на ребенка как на личность – полноправного Гражданина своей страны [4,11].

Согласно Программе непрерывного воспитания, цель патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь – привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.

Реализация этой цели зависит от выполнения в той или иной мере конкретных задач, основными из которых в данный момент являются:

привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;

- разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

- привитие уважения к Государственным символам, основанных на героической и полной драматизма истории белорусского народа. Воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;

- воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;

- воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание.

- привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;

- раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;

- физическое воспитание. Организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;

- воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;

- формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республики Беларусь;

- убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.

Задумаемся теперь, каким требованиям должен отвечать современный урок или внеклассное мероприятие, чтобы действительно способствовать воспитанию патриотических чувств у юных граждан. И, по моему мнению, наиболее эффективными формами воспитания гражданина-патриота может быть краеведческая работа[5, 9].

Таким образом, задача каждого педагога сложить свою систему работы, нацеленную на решение задачи формирования патриотизма и гражданственности. Главная составляющая моей педагогической системы – краеведческая работа с учащимися правовых классов, которая легла в  основу областного т педагогического проекта по формированию гражданского патриотизма. Свой опыт работы я уже представила на очном этапе марафона успешных практик, проводимом в декабре 2018 года Республиканским институтом высшей школы при БГУ, на республиканской выставке научно-методического и педагогического опыта по краеведческой работе в феврале 2019 года. Научным консультантом моего педагогического проекта по формированию гражданского патриотизма является кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурно-исторического наследия РИВШ при БГУ Панов Сергей Вениаминович, который является автором ряда учебных пособий для учащихся учреждений общего среднего образования по учебному предмету «История Беларуси».

Данный педагогический опыт реализовывается на местном и региональном уровне как серия различных мероприятий на протяжении пяти лет.

Его цель - популяризация национальной культуры, воспитание гражданина-патриота, развитие навыков исследовательской деятельности и волонтерского движения, открытие малоизвестных страниц из истории малой родины, расширение туристических маршрутов в регионе.

Задачи проекта предполагают:

- включение молодежи в инициативу сохранения культурно-исторического наследия Беларуси;

- популяризация достижений в культуре, экономике и науке известных людей Слутчины;

- трансляцию результатов исследований в широкие массы общественности.

И всё же почему краеведение стало основой моей работы по формированию гражданско-патриотических качеств учащихся?

Дело в том, что история становления краеведческой работы лежит у истоков совместного сотрудничества с учреждением образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» по организации профориентационной работы учащихся учреждений общего среднего образования.

В 2001/2002 учебном году в государственном учреждении образования «Средняя школа № 2 г. Слуцка» был организован первый набор в юридические лицейские классы по договору с Академией, тогда они назывались именно так. Мы можем с гордостью говорить, что многолетнее сотрудничество с Академией оказывает нам эффективное содействие в деле воспитания настоящих граждан своего Отечества. Факт появления юридических классов положил начало и кропотливой краеведческой работе. Таким образом, организованная профориентационная работа в школе целенаправленно объединилась с краеведческой. И этому тоже есть свое объяснение.

Школа имела яркие примеры мужества и героизма. Наши выпускники Иванкович С. Ии Борисовец В.В. погибли при исполнении своего воинского и должностного долга. Один на афганской войне, другой в мирное время, защищая население от вооруженного преступника. Увековечить их память мы решили не просто экспозицией о их жизни и подвиге, но открытием лицейского юридического класса. И так в школе появилась комната изначально боевой, а потом и трудовой славы знаменитых выпускников. По крупицам мы с ребятами стали собирать материалы для экспозиций музейной комнаты, встречались с членами их семей, записывали воспоминания, собирали фотоматериалы, личные вещи, исследовали архивные материалы.

Учреждение не ставило главной целью, чтобы в будущем каждый выпускник правового класса обязательно поступил в Академию. Главное в другом – помочь молодым людям определиться с выбором своего дальнейшего жизненного пути, сформировать у них высокие морально-нравственные и волевые качества, воспитать в духе гражданственности, патриотизма, уважения к порядку и закону.

    По оценке руководства учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» эффективность работы профильных классов правовой направленности достаточно высока, и мы неоднократно удостаивались самых высоких оценок со стороны и Министерства внутренних дел и самой Академии.

Но, к сожалению, историческая действительность вновь проверяет в наши дни глубину патриотизма человека и гражданина. Именно поэтому классы правовой направленности стали самыми активными участниками акций, основанных на изучении истории родного края. А я, будучи непосредственным куратором работы с Академией, учителем истории и обществоведения, аттестованным гидом постаралась использовать все свои знания и опыт краеведческой работы в реализации наиболее важных направлений в работе с молодежью.

Результатом эффективности проводимой работы с учащимися классов правовой направленности по краеведению могут свидетельствовать следующие достижения:

на основе поисково-исследовательской работы учащихся создана и постоянно пополняется экспозиция комнаты боевой и трудовой славы государственного учреждения образования "Средняя школа № 2 г. Слуцка", учащимися составлена экскурсионная программа по экспозициям музейной комнаты;

представленные сведения о знаменитых земляках внесены в электронный банк данных о ветеранах Великой Отечественной войны Минской области, на основе наших поисково-исследовательских материалов телерадиокомпания "Мир" в апреле 2017 года проводила съемку фильма о ветеранах Великой Отечественной войны;

информация исследования учащихся по топонимике административных и географических объектов Слуцкого района представлена для внесения в электронный справочник истории и развития Слуцкого района;

на районных краеведческих, приуроченных к 900-летия Слуцка, представлена и обобщена история становления и развития одной из старейших школ, средней школы № 2 города Слуцка, материалы размещены на сайте "Наследие Слуцкого края";

на районном конкурсе работ исследовательского характера обобщена информация о знаменитых выпускниках школы, их роль в становлении лучших традиций нашей школы, создана галерея знаменитых выпускников;

составлен авторский экскурсионный маршрут»Древний город на Случи: от прошлого до настоящего», который прошел аккредитацию в Национальном агентстве по туризму и используется в работе аттестованных гидов, ребята дважды успешно участвовали в республиканском конкурсе «Юный экскурсовод», создана виртуальная экскурсия на основе Googl-сервиса с полной информацией о достопримечательностях древнейшего поселения Беларуси;

в ходе исследовательской работы принимались решения о постоянном шефстве над военными захоронениями и ветеранами Великой Отечественной войны;

в 2015 году мы приняли участие в слете краеведов, организованном Республиканским центром экологии краеведения и презентовали свой проект по Слутчине, информация по слету краеведов освещалась в профильном периодическом издании «Настаўніцкая газета" в августе 2015 года, наша школа представляла лучших краеведов Минской области;

в феврале 2019 года мы представили на областной конкурс исследовательскую работу «Мир глазами художника-авангардиста». Материал исследования биографии и творчества выпускника школы, известного художника Акулова В.И. собирался и обобщался при поддержке и кураторстве коллекционера современного белорусского искусства, библиофила, куратора художественных и музыкальных проектов, композитора-песенника Ксеневича Е.А., работа заявлена для участия в Школьной ассамблее учащихся учреждений среднего образования на базе Российского государственного гуманитарного университета в номинации «Культурология»;

создан видеофильм «Древний город на Случи» для участия в международном конкурсе IT-технологий в номинации «Любовь к Родине» и видеоролик о Беларуси.

Мне всегда очень хотелось пробудить в своих учениках те чувства, которые я сама испытала когда-то. Мы дети мирных дней, не знавшие ужасов войны, но воспитанные на огромном уважении и преклонении перед подвигом народа в те грозные годы. Я много внимания уделяю на своих уроках и во внеурочной деятельности истории Великой Отечественной войны, главная цель этих мероприятий – не столько познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, сколько вызвать в них истинно человеческие чувства: сострадание, бескорыстие, безмерное уважение к тем, кто жертвовал собой ради будущего, ради них. Многие ребята мало знают о подвигах своих родственников в годы великих сражений и в мирные дни. Адресная практическая реализация этой задачи имеет огромный успех.

Так мы вместе смогли установить место захоронения деда учащейся класса правовой направленности Грак Марты, погибшего при освобождении Варшавы на территории Польской республики. Эти материалы были представлены для участия на Международный конкурс «Голос ребенка». Мы собрали материалы о жизни и участии в Великой Отечественной войне Дзюба М.Т., бывшего учителя нашей школы, почетного ветерана, осветили в СМИ его вклад в дело воспитания подрастающего поколения.

Все наши работы высоко оценены на различных уровнях участия.

Таким образом, системная коллективная краеведческая работа педагога и учащихся, основанная         на методах поиска, устно-исторических исследований, анализа и интерпретации фактов и исторических событий несет в себе колоссальный потенциал, плодотворно и эффективно формирующий качества гражданина-патриота, способного любить свою Родину, уважать свой народ, его культуру и нравственно-духовные ценности.

Об успешности данной практики можно судить по результатам диагностики сформированности гражданско-патриотических качеств учащихся на начало учебного года и на конец. Если на начало процент учащихся, осознающим себя гражданином составляет 39%-41%, то в процессе совместной деятельности к концу года он вырастает до 73%.

А потому я считаю эту работу с учащимися школ наиболее интересной и эффективной, прививая любовь и уважение к своей малой родине, своим землякам мы можем достичь хороших результатов в воспитании истинного гражданина и патриота, способного созидать во имя своей семьи и во имя своего Отечества.

 

Библиографический список

1. Борчук, А.Л. Историко–теоретический анализ проблемы формирования патриотизма и гражданственности/ А.Л.Борчук// Пазашкольнае выхаванне. – 2003. - №3. – С.28–29.

2. Буклыс, Е.О. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся старших классов/ Е.О.Буклыс// Сацыяльна-педагагічная работа. – 2005.- № 11. – С.27–29.

3. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи/ В.В.Буткевич. – Мн.: Национальный институт образования, 2007. – 280 с.

4. Верхолаз, В.В. Роль краеведения в патриотическом воспитании учащихся/ В.В.Верхолаз// Пазашкольнае выхаванне. – 2003. - №8. – С.26–29.

5. Вишневецкая, Л.В. Гражданская активность как составляющая гражданского воспитания/ Л.В.Вишневецкая// Адукацыя і выхаванне. – 2006. - №1. – С.13–17.