Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
Средняя школа №2 г. Слуцка
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие социальной компетентности учащихся классов правовой направленности
в образовательном процессе»
Срок реализации педагогического проекта: 2019–2022 годы
Руководитель педагогического проекта: Баранова Светлана Викторовна, заместитель директора по учебной работе, учитель иностранного языка
тел. +375447475412
Участники педагогического проекта:
Педагоги и учащиеся VIII-XI классов правовой направленности
Компонент |
Содержание структурного компонента |
1. Полное название педагогического проекта |
Развитие социальной компетентности учащихся классов правовой направленности в образовательном процессе |
2. Данные о разработчиках проекта |
Владыковский Сергей Николаевич, директор Государственного учреждения образования Кравцова Людмила Сергеевна, заместитель директора по учебной работе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Слуцка» (2019-2021) Баранова Светлана Викторовна, заместитель директора по учебной работе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Слуцка» (2021-2022) |
3. Консультант проекта |
Моисеенко Анна Владимировна, преподаватель ГУО «Минский областной институт развития образования» |
4. Перечень учреждений-партнеров участвующих в реализации проекта |
Государственное учреждение «Слуцкий центр туризма» |
Обоснование целесообразности и актуальности проекта
Общественные изменения, происходящие за последние десятилетия на постсоветском пространстве, повлекли за собой уничтожение целой системы духовных, нравственных и культурных ценностей. Так как новые ценности ещё не наполнились для людей конкретным, реальным и практическим смыслом, то возник кризис ценностей, тяжело переживаемый всем обществам. Выросло поколение, для которого наличие большого количества денег предпочтительнее, чем образованность, трудолюбие, высокая культура, забота о других людях. Вызывают тревогу и беспокойство бездуховность, утрата стойких принципов и критериев оценки происходящего, низкий уровень веры в идеалы. Особо беспокоит то, что обесцениваются такие понятия, как любовь к Родине, гражданское мужество, армейский долг.
Начинать формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося можно с патриотических чувств к Родине, уважении к своему народу и его культуре. Попытка возрождения всех этих ценностей нашла отражение в педагогическом проекте по краеведению в профориентационных классах правовой направленности. Индивидуальность проекта нашла свое отражение в идее появления правовых классов, которые возникли в память о погибшем при исполнении служебного долга сотруднике внутренних дел, выпускнике школы. Создание экспозиции о его подвиге, дало основание активизировать поисковую и исследовательскую работу в учреждении.
Кадровое обеспечение проекта
№ |
ФИО педагога |
Кадровая характеристика |
1 |
Владыковский |
Директор, высшее образование, учитель истории высшей категории |
2 |
Баранова |
Заместитель директора по учебной работе, высшее образование, учитель иностранного языка первой категории |
3 |
Пранович |
Учитель истории и обществоведения высшей категории,классный руководитель IX класса правовой направленности, высшее образование |
4 |
Турбан |
Учитель географии первой категории, классный руководитель VI класса правовой направленности, высшее образование |
5 |
Годунова |
Учитель белорусского языка и литературы первой категории, классный руководитель XI класса правовой направленности |
6 |
Мигун |
Учитель физической культуры и здоровья первой категории, высшее образование |
7 |
Березовская |
Педагог-организатор второй категории, высшее образование |
8 |
Емельянчик |
Педагог-психолог высшей категории, высшее образование |
Кроме того, по необходимости в проекте принимают участие заместитель директора по воспитательной работе, учитель информатики и библиотекарь.
Цель педагогического проекта - развивать социальные компетенции учащихся классов правовой направленности через изучение истории, традиции и достижения культуры родной Слутчины.
Задачи:
Основная идея проекта
Опираясь на историю и традиции, на конкретные черты национального характера – честность, трудолюбие, отвагу и справедливость, терпимость, верность долгу и патриотизм, мы сможем достойно ответить на любые вызовы времени. Молодежи предстоит приумножать интеллектуальный потенциал Беларуси, сохранять уникальное историко-культурное и природное наследие, заботиться о процветании страны. Государству необходимы целеустремленность, гражданская сознательность и желание совершенствоваться, терпение, напряженная работа и полная самоотдача от каждого на благо всего общества. Именно в этом проявляются гражданские качества патриота, делом доказывающего любовь к родной стране. Наша задача оказать всестороннюю помощь юным гражданам в их становлении.
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан педагогический проект
Большой вклад в развитие теории гражданско-патриотического воспитания школьников внесли В.В.Буткевич [4], А.И.Левко [19], А.Л.Борчук [3], С.Н.Захарова [8], А.В.Русецкий [15], Е.В.Беляева [1]. Ими раскрыты теоретические основы содержания гражданского образования, обоснованы цели, задачи, принципы, методы формирования гражданских качеств учащихся. В работах В.М.Зданович [9], Р.Н.Кедяровой [12], В.В.Верхолаз [5], В.Ф.Лукашенко [14], Л.В.Вишневецкой [6] предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения.
Проблемы формирования гражданских качеств личности в различных аспектах рассматриваются в работах И.В.Суколенова, Г.Н. Филонова, В.В.Мартыновой, В.М.Петухова, В.Т.Кабуша, В.В.Чечета, Л.А.Козинца, И.Н.Руссу, В.В.Буткевич, А.Л.Борчук и других.
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств важную роль сыграли В.В.Буткевич, В.И.Бобрович, В.В.Мартынова, А.И.Левко, А.Л.Борчук, С.Н.Захарова, Е.В.Беляева и другие. А.Л.Борчук рассматривает особенности формирования патриотизма и гражданственности в различные исторические периоды [2]. С.Н.Захарова раскрывает цели, задачи, направления гражданского образования учащихся, рекомендует эффективные формы и методы формирования гражданских качеств учащихся подросткового и старшего школьного возраста [8]. В.В.Буткевич проблему гражданского воспитания подрастающего поколения рассматривает на основе принципа преемственности возрастных периодов [4]. Е.В.Беляева рассматривает сущность понятий «гражданственность» и «патриотизм» [1].
Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости проекта
Методы поисковой и исследовательской деятельности могут помочь в восстановлении связи поколений и способствовать поддержанию национальной идентичности. В ходе реализации педагогического проекта по формированию гражданского патриотизма учащиеся смогут проявить себя в следующих видах деятельности:
в сфере учебно-познавательной деятельности через: изучение архивных документов и музейных артефактов; поисково-исследовательскую деятельность; проведение интервью, фиксации, анализа и интерпретации полученных результатов; разработки реальных и виртуальных экскурсионных маршрутов по малой родине, создании видиофильмов;
в общественной деятельности через: осуществление коммуникативных функций молодого гражданина во взаимодействии с представителями общественности, СМИ, организаций и учреждений;
в морально-нравственной сфере через: умение анализировать и оценивать факты и морально-нравственные качества людей через призму различных исторических событий; развивать навыки самооценки на основе нравственных, моральных и национально-духовных принципов;
в социально-экономической сфере через: освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию в условиях стремительно меняющегося общества.
Описание структуры и содержания внедряемой модели
Структура модели проекта включает методы региональных исторических исследований как средства развития социально-гражданских компетенций. Модель строится на компонентах, обеспечивающих их полноценную реализацию.
Концептуальный компонент модели обеспечивает создание и функционирование модели проекта по формированию социально-гражданских компетенций, основывающихся на следующих принципах:
Принцип гуманизма. Его сущность заключается в приоритете межличностных отношений обучающихся между собой и с педагогами, взаимодействии их на основе общечеловеческих ценностей.
Принцип сотрудничества. Взаимный контроль учащихся и педагогов за выполнением принятых решений и ответственность сторон.
Принцип уважения к личности. Безопасность учащегося, благоприятное состояние его здоровья, физического, психического и социального развития.
Принцип социального партнерства заключается в необходимости совместных усилий школы, общества и государства в развитии и укреплении государства и повышения его стабильности и благосостояния.
Содержательный компонент модели формируют субъективное отношение учащихся к своей истории, её культуре, известным землякам. Закладывается эмоционально-позитивное отношение к малой родине и гражданским ценностям белорусского общества. Данный компонент реализуется на теоретическом и практическом уровне и с учащимися и с педагогами и с родителями в ходе различных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию.
Институциональный компонент модели обеспечивает взаимодействие учащихся с учреждениями, организациями и сторонними участниками проекта предоставляет им опыт в становлении гражданского сознания и формировании социально-гражданской компетентности и подготовке их к жизни в социуме.
Организационно-функциональный компонент модели обеспечивают практическую реализацию модели формирования социально-гражданских компетенций, основанных на методах региональных исторических исследований. Данный компонет включает следующие функции:
Информационная функция – каждый из субъектов предоставляет свою часть устной и поисково-исследовательской информации.
Коммуникационная функция - расширение возможностей коммуникативного общения с различными социальными субъектами.
Ресурсная функция – объединяет различные типы ресурсов субъектов проекта (учащиеся, педагоги, консультант).
Субъект-субъектный компонент модели определяет характер взаимодействия субъектов в процессе формирования гражданской компетентности обучающихся. Педагоги – участники процесса, осуществляющие педагогическое воздействие на обучающихся, ученые – научные консультанты, способствующие выработке теоретических основ и реализации авторской модели, субъекты в реализации данной модели. Учащиеся – активные субъекты отношений, на которые направлены все действия предыдущих субъектов процесса формирования социально-гражданской компетентности.
Критериально-диагностический компонент модели позволяет определить динамику уровня сформированности социально-гражданской компетентности.
Результативный компонент модели предполагает выявление и диагностику уровня личностного развития учащихся, сформированности социально-гражданских компетенций учащихся через мониторинг уровня воспитанности, сформированности социально-гражданских качеств, анализ исследовательских и творческих работ
Ожидаемые результаты:
Возможные риски:
- недостаточная готовность к проведению диагностических процедур со стороны педагогов, участников педагогического проекта; недостаточно развитые навыки педагогов в организации исследовательской деятельности;
- нежелание учащихся вести активную поисковую и исследовательскую деятельность;
- неготовность и нежелание родителей принимать участие в реализации педагогического проекта.
Критерии и показатели оценки реализации педагогического проекта
Критерии |
Показатель |
Повышение качества образовательного процесс и его результат |
Положительная динамика учебных и творческих достижений учащихся по учебным предметам; улучшение организационно-педагогических, материально-технических и социально-психологических условий; повышение уровня обеспеченностью учреждений научно-методическими и информационно-аналитическими материалами. |
Полнота знаний об истории и культуре своего региона |
Активное вовлечение учащихся во внеурочные формы деятельности; вовлечение учащихся в исследовательскую и поисковую деятельность; открытие новых неизвестных ранее фактов об истории малой родины; популяризация культурных и духовных достижений знаменитых земляков. |
Воспитанность учащихся |
Повышение общекультурных компетенций учащихся; воспитание нравственных и эстетических чувств; повышение степени активности и устойчивости отношений. |
Социально-педагогический инструментарий самоопределения школьников для приобретения практического опыта деятельности |
Личностно-ориентированное сопровождение развития подростка; включение учащихся в систему социальных связей и отношений в обществе; освоение социального опыта через самореализацию в социально значимых делах школы и региона; интегрирование подростка в социум с целью дальнейшего жизненного самоопределения. |
Вовлечение родителей в процесс реализации проектной деятельности |
Повышение активности участия родителей в общественной жизни учреждения образования; улучшение характера межличностных отношений школьников и их родителей; развитие партнерских взаимоотношений учащихся, педагогов и родителей на основе совместной социально- значимой деятельности. |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов |
Рост профессионального уровня педагогов, их психологической культуры и контрольно-оценочной деятельности; развитие мотивации к научно-методической и исследовательской работе, рост личностных достижений педагогов; осознание педагогами новой роли в образовательном процессе и их способность к обобщению и распространению опыта своей работы; удовлетворение запросов родителей на образовательные услуги. |
Продуктивность трансляции идей научно-методического и педагогического опыта |
Ознакомление с опытом ведется через методическую сеть управления по образованию Слуцкого райисполкома; освещение научно-методического и педагогического опыта через СМИ, сайт учреждения образования, мероприятия заинтересованных структур по обобщению педагогического опыта. |
Материально-техническое обеспечение проекта
Учреждение имеет достаточное материально-техническое обеспечение для реализации проекта: оборудован компьютерный класс, подключен широкополосный доступ к сети Интернет, создан школьный web-сайт, имеется мультимедийная аппаратура, научно-методическая литература, периодические издания педагогической печати, в библиотеке имеется компьютер с выходом в Интернет, цифровой фотоаппарат, видеокамера, интерактивная доска.
Список использованных источников
Программа реализации педагогического проекта
«Развитие социальной компетентности учащихся классов правовой направленности в образовательном процессе»
срок реализации: 2019-2022 годы
I этап: Подготовительный (февраль 2019 г. — апрель 2019 г.)
Цель: оценка состояния готовности коллектива к работе с новыми педагогическими идеями.
Содержание работы:
II этап: Технологический (март 2019г. — сентябрь 2019г.)
Цель: анализ ресурсного обеспечения; программы проекта; предотвращение возможных рисков и ограничений.
Содержание работы:
III этап: Диагностический (октябрь 2019 г. — ноябрь 2019 г.)
Цель: определение и создание оптимальных условий для реализации проекта.
Содержание работы:
IV этап: Практический (ноябрь 2019 г. — май 2022 г.)
Цель: обеспечение выполнения программы реализации проекта.
Содержание работы:
V этап: Рефлексивный (май 2022 г. — июнь 2022 г.)
Цель: анализ полученных результатов, оценка положительного и отрицательного опыта проектной деятельности учреждения образования, распространение передового научно-педагогического опыта.
Содержание работы:
Календарный план реализации педагогического проекта «Развитие социальной компетентности учащихся классов правовой направленности в образовательном процессе» на 2019/2020 учебный год |
|||
№ п/п |
Мероприятия |
Срок |
Ответственный |
1. |
Проблемно-ориентированный анализ образовательного процесса, включая профориентационную и воспитательную работу в классах правовой направленности учреждения образования |
до 15 февраля |
Владыковский С.Н. Кравцова Л.С. |
2. |
Разработка концепции проекта, определение целей и задач проекта, согласование проекта |
до 5 марта |
Кравцова Л.С. |
3. |
Заседание педагогического совета «Об организации проектной деятельности в учреждении образования в 2019/2020 учебном году» |
до 30 августа |
Владыковский С.Н. |
4. |
Издание приказа «Об организации проектной деятельности в учреждении образования в 2019/2020 учебном году» |
до 1 сентября |
Владыковский С.Н. |
5. |
Создание творческой группы педагогов. Построение ориентировочной траектории деятельности |
до 1 сентября |
Кравцова Л.С. |
6. |
Формирование уровня мотивационной готовности педагогов к проектной деятельности через систему собеседования, консультаций, презентации новых направлений педагогической работы |
до 1 сентября |
Кравцова Л.С. |
7. |
Собеседование «Совершенствование форм и методов краеведческой работы классных руководителей в учреждении образования» |
до 1 сентября |
Кравцова Л.С. Астапович В.В. |
8. |
Входная диагностика уровня сформированности гражданско-патриотических ценностей учащихся IX-XI классов правовой направленности |
до 1 сентября |
Емельянчик Н.А. |
9. |
Проведение родительских собраний в классах с целью информирования и вовлечения родительской общественности в проектную деятельность |
до 1 сентября 2019 года |
Классные руководители IX-XI классов правовой направленности |
10. |
Создание нормативной правовой системы обеспечения педагогического проекта (локальные акты), изучение участниками нормативно-правового обеспечения по проектной деятельности |
до 1 сентября 2019 года |
Владыковский С.Н. Кравцова Л.С. |
11. |
Определение направления и темы педагогической работы каждого участника проектной деятельности |
до 1 сентября 2019 года |
Кравцова Л.С.
|
12. |
Создание медиатеки, включающей подборку теоретической литературы и интернет-ресурсов по теме проекта |
до 1 сентября 2019 года |
Величко С.В. |
13. |
Составление индивидуальных планов проектной деятельности участниками проекта |
до 1 сентября 2019 года |
Кравцова Л.С. |
14. |
Создание на сайте учреждения образования раздела с информацией о мероприятиях, проходящих в рамках проекта, размещение материалов проекта |
до 10 сентября |
Кравцова Л.С. Учитель информатики |
15. |
Организация сотрудничества по СМИ, публикации о полученных результатах в ходе проекта |
до 20 сентября, далее постоянно |
Владыковский С.Н. Кравцова Л.С. |
16. |
Составление плана повышения квалификации педагогов, реализующих педагогический проект |
до 30 сентября 2019 года |
Кравцова Л.С. |
17. |
Входная диагностика готовности педагогов к проектной деятельности |
до 30 сентября 2019 года |
Емельянчик Н.А. |
18. |
Заседание творческой группы педагогов «Инновации и аспекты проектной деятельности в учреждении образования» |
31 октября |
Кравцова Л.С. |
19. |
Организация проектной деятельности учащихся, определение тем исследовательских и творческих работ на учебный год |
до 1 ноября |
Кравцова Л.С. Педагоги-участники проекта |
20. |
Изучение затруднений педагогов по реализации педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся классов правовой направленности» |
ноябрь |
Емельянчик Н.А. Кравцова Л.С. |
21. |
Входная диагностика склонностей учащихся к исследовательской работе |
до 01 октября 2019 года |
Емельянчик Н.А. |
22. |
Анкетирование учащихся классов IX-XI классов правовой направленности «Каким ты видишь свое участие в сохранении культуры и традиций белорусского народа? » |
до 30 сентября 2019 года |
Классные руководители |
23. |
Организация и проведение классных часов и часов информирования по воспитанию патриотизма, гражданственности, высоких моральных и этических ценностей у учащихся |
до 10 сентября, далее постоянно |
Астапович В.В. Классные руководители |
24. |
Психологический тренинг «Развитие готовности педагогов к внедрению передовых идей в образовании» |
05 ноября |
Емельянчик Н.А. |
25. |
Проведение психологических часов с учащимися по развитию навыков коммуникативного общения |
ноябрь 2019 февраль 2020 |
Емельянчик Н.А. |
25. |
Составление реестра исследовательских работ по краеведению в учреждении образования, назначение руководителей исследовательских проектов |
ноябрь 2019 |
Кравцова Л.С. |
26. |
Создание банка предварительной педагогический информации по краеведческому материалу в виртуальном методическом кабинете |
декабрь |
Участники проекта |
27. |
Проведение занятий с педагогом-психологом по снятию напряжения перед участием в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах |
ноябрь |
Емельянчик Н.А. |
28. |
Организация работы тимуровского движения в учреждении образования |
до 10 сентября 2019 года |
Грак М.В. |
29. |
Организация сотрудничества с Академией МВД Республики Беларусь с целью повышения эффективности профориентационной работы |
до 1 сентября 2019 года |
Владыковский С.Н. |
30. |
Инструктивно-методическое совещание «Основы музейной педагогики в учреждении образования» |
27 декабря |
Кравцова Л.С. |
31. |
Консультирование педагогов «Рекомендации по наполнению и оформлению материалов экспозиции музейной комнаты» |
март |
Кравцова Л.С. |
32. |
Создание банка данных педагогической информации по краеведческому материалу |
до 31 декабря 2019 года, |
Участники проекта |
31. |
Организация совместного сотрудничества с музеями города, БПЦ и региональными краеведами |
до 31 декабря 2019 года |
Кравцова Л.С. |
32. |
Круглый стол участников проекта «Ошибки и недостатки в осуществлении исследовательской деятельности учащихся» |
10 января |
Кравцова Л.С. Панов С.В. |
33. |
Совещание при директоре «Промежуточные результаты проектной деятельности в учреждении образования» |
31 января |
Владыковский С.Н. |
34. |
Педагогический совет «Условия и факторы успешной реализации педагогического проекта» |
март |
Владыковский С.Н. |
35. |
Организация выставки-презентации творческих работ по тематике проекта |
апрель 2020 |
Участники проекта |
36. |
Проведение педагогического марафона «История родной Слутчины» |
май 2020 |
Кравцова Л.С. |
37. |
Обобщение эффективного педагогического опыта по теме проекта в периодической печати |
май 2020 |
Кравцова Л.С. |
38. |
Трансляция эффективной педагогической практики по реализации педагогического проекта: публикации сценариев мероприятий, опыта работы, участие в исследовательских конкурсах, конференциях, семинарах |
в течение 2019/2020 учебного года |
Кравцова Л.С. Участники проекта |
39. |
Организация в библиотеке тематических книжно-иллюстративных выставок, викторин, конкурсов и других мероприятий по вопросам популяризации историко-культурных традиций белорусского народа |
декабрь апрель |
Величко С.В. |
40. |
Подведение итогов работы по тимуровскому движению |
апрель |
Грак М.В. |
41. |
Методический семинар «Обобщение опыта работы участников педагогического проекта» |
май |
Кравцова Л.С. |
42. |
Проведение школьных конкурсов исследовательских работ по предметам социально-гуманитарного цикла |
март |
Кравцова Л.С. Руководители проектов |
43. |
Систематизация электронного банка данных олимпиадных заданий по истории, ОМХК, обществоведению, географии, белорусскому языку и литературе |
сентябрь |
Кравцова Л.С. Педагоги учебных предметов |
44. |
Создание информационно-аналитического сборника «Результаты исследовательской работы по краеведению» |
до 30 июня |
Кравцова Л.С. Учитель информатики |
45. |
Создание виртуальных экскурсионных региональных маршрутов и экскурсионной программы по музею школы |
до 31 августа 2020 года |
Кравцова Л.С. Учитель информатики |
46. |
Проведение мероприятий историко-краеведческой направленности, конкурсов, фестивалей, викторин, выставок, экскурсий, походов по местам воинской славы и др.; встреч с участием представителей органов законодательной и исполнительной власти, известных деятелей науки, культуры, местных жителей |
в течение 2019/2020 учебного года |
Кравцова Л.С. Астапович В.В. Участники проекта |
47. |
Участие в культурных выставках,фольклорных мероприятиях и т.д. историко-культурного направления |
в течение 2019/2020 учебного года |
Кравцова Л.С. Астапович В.В. Участники проекта |
48. |
Разработка авторских экскурсионных и туристических маршрутов историко-культурного направления Слутчины |
май |
Кравцова Л.С. |
49. |
Принятие участия в республиканских, областных, районных акциях краеведческого характера |
в течение 2019/2020 учебного года |
Кравцова Л.С. Астапович В.В. Участники проекта |
50. |
Создание видеофильмов по материалам исследований культурно-исторического наследия Слутчины |
июнь |
Кравцова Л.С. Учитель информатики |
51. |
Повторная диагностика уровня сформированности гражданско-патриотических ценностей учащихся IX-XI классов правовой направленности |
апрель |
Емельянчик Н.А. |
52. |
Диагностика затруднений педагогов в реализации проектной деятельности |
апрель |
Емельянчик Н.А. |
53. |
Оформление совместных туристических маршрутов учащихся и педагогов |
май |
Мигун А.Г. |
54. |
Подготовка аналитической информации об итогах проектной деятельности за 2019/2020 учебный год |
30 апреля |
Кравцова Л.С. |
55. |
Заседание творческой группы участников педагогического проекта по итогам работы за учебный год, определение перспектив работы на 2020/2021 учебный год |
21 мая |
Кравцова Л.С. |
56. |
Коррекция программы реализации педагогического проекта на 2020/2021 учебный год |
30 мая |
Владыковский С.Н. Кравцова Л.С. |
Заместитель директора по учебной работе Л.С. Кравцова
свернуть