Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
Средняя школа №2 г. Слуцка
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
Средняя школа №2 г. Слуцка
Ни одно лекарственное средство не заменит двигательную активность человека, и медицина не защитит организм, который не будет достаточно двигаться.
В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Особенно важно это в детско-подростковом возрасте, когда происходит активное физиологическое и психологическое развитие ребенка.
Однако у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность.
Недостаточная двигательная активность, гиподинамия школьников приводит к так называемой гипотензии (ослабление или замедление движения), которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника, привести к снижению функциональной активности многих органов и систем:
Наблюдается недостаточность сердечно-сосудистой системы: ухудшается кровообращение, снижается артериальное давление, происходит застаивание крови в сосудах, ухудшается снабжение тканей кислородом (гипоксия).
Ухудшается дыхание, уменьшается амплитуда дыхательных движений, уменьшается жизненная емкость легких, развивается одышка.
Стареет опорно-двигательный аппарат.Снижаются мышечная сила, работоспособность, выносливость организма, появляются прослойки жировой ткани, нарушается осанка и координация движений.
Наблюдается ухудшение работы пищеварительной системы, происходит задержка пищи, что приводит к запорам.
Нарушается обмен веществ, снижается интенсивность и скорость обменных процессов, повышается масса тела.
Падает умственная работоспособность, ухудшается внимание, память, мышление и другие психические процессы, нарушается сон, повышается эмоциональна возбудимость и склонность к стрессам.
Снижается репродуктивная способность, повышается вероятность появления застоев в органах малого таза, нарушение полового созревания, трудности при вынашивании плода у женщин.
Ухудшается состояние органов чувств, особенно зрительного анализатора и вестибулярного аппарата, снижается мышечная чувствительность, ухудшается координация движений.
Снижается контроль нервной системы за процессами обмена веществ клеток, что ведет к снижению иммунитета и устойчивости к различным заболеваниям.
Повышается утомляемость, вялость, плохое самочувствие, усталость в течение дня.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательные последствия, возникающие у школьников при продолжительном напряженном сидячем умственном труде, – это активный отдых от школы, организованная физическая деятельность, соблюдение двигательного режима в повседневной жизни.
Двигательный режим школьника складывается из:
Позвоночник является основой здоровья всего организма.
С детства мы привыкли слышать: «Держи спину прямо».
Ровная спина – это дело привычки, которая закладывается с раннего возраста. Чаще всего мы портим осанку еще в детстве: неправильная посадка за партой, неправильная посадка за домашним рабочим столом, дефицит движения и долгие часы с учебником, плохое освещение, которое заставляет склоняться к самому столу…
Нарушение осанки школьника может привести к следующим осложнениям:
Как сохранить ребенку красивую осанку и здоровую спину?
Для равномерного распределения нагрузки ребенку нужен не бесформенный рюкзак, а твердый ранец. Причем его высота должна составлять не более 30 см, а вес в ненаполненном состоянии – не больше 500 граммов. Есть специальные ортопедические ранцы с жесткой спинкой анатомической формы, которая не дает сутулиться.
Обе ноги должны твердо стоять на полу, а колени согнуты под прямым углом, спину необходимо держать ровно. Этому поспособствует положение рук на парте, которые служат опорой и не дают груди опираться на край стола. Время от времени школьнику нужно менять свое место в классе, пересаживаясь за другую парту.
Монитор нужно расположить по центру стола, непосредственно перед глазами ребенка. Использовать удобный стул со спинкой анатомической формы. При любой работе за столом стоит делать 15-минутные перерывы каждые 45 минут.
свернутьМаленький ребенок живет с ощущением тревоги,
которая складывается у него из общения с взрослым.
Т.Харрис
Дети более чувствительны, чем взрослые, и, как следствие, они оказываются более незащищенными, чаще начинают испытывать тревогу и беспокойство.
Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями не способен на серьезные жизненные достижения, и как следствие социально дезадаптивен.
Дезадаптация – это не только нарушенное поведение, она затрагивает все сферы жизни ребенка: поведение, эмоционально-волевую сферу и физиологию детей.
Рекомендации
Пусть ребёнок живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
свернутьПрофилактика снижения зрения у детей особенно актуальна в наш век тотальной компьютеризации.
При значительной зрительной нагрузке на близком расстоянии мышцы глаза находятся в постоянном напряжении, происходит нарушение кровообращения и возникают изменения в глазном яблоке. Зрительные нагрузки в школе, всевозможные компьютеры и гаджеты провоцируют прогрессирование близорукости (миопии).
Большую роль в сохранении хорошего зрения играет правильный образ жизни ребенка:
Оно должно быть удобным, светлым и у окна. Особое значение нужно уделить освещенности на рабочем месте. Настольная лампа ставится слева, если ребенок правша, и наоборот у левшей. Важно следить за осанкой ребенка во время письма, чтения.
Продолжительность зрительной нагрузки без отдыха должна быть 30-40 мин, после чего необходим 10-15 минутный перерыв. Зрительный труд должен чередоваться с активным отдыхом на свежем воздухе.
Поможет сохранить эластичность глазных мышц, улучшить кровообращение и питание органа зрения.
Расстояние от глаз до монитора компьютера должно быть 60-70 см, до экрана телевизора – не менее 3 м. Непрерывная длительность занятий на компьютере не должна превышать 15-25 мин.
Рацион ребенка должен содержать достаточное количество белка, кальция и продуктов с высокой концентрацией витаминов А, С, Е, В2.
Способствуют улучшению деятельности всех органов и систем, стимулируют обменные процессы в организме, положительно воздействуют на зрение.
Большое значение имеет сон, достаточный и соответствующий возрасту (8-10 часов).
Выполнение перечисленных рекомендаций по профилактике близорукости будет способствовать укреплению детских глаз и предупреждению снижения зрения.
свернуть