Полезные советы

Двигательная активность и здоровье школьника

развернуть

Ни одно лекарственное средство не заменит двигательную активность человека, и медицина не защитит организм, который не будет достаточно двигаться.

 

В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Особенно важно это в детско-подростковом возрасте, когда происходит активное физиологическое и психологическое развитие ребенка.

 

Однако у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность.

Недостаточная двигательная активность, гиподинамия школьников приводит к так называемой гипотензии (ослабление или замедление движения), которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника, привести к снижению функциональной активности многих органов и систем:

Наблюдается недостаточность сердечно-сосудистой системы: ухудшается кровообращение, снижается артериальное давление, происходит застаивание крови в сосудах, ухудшается снабжение тканей кислородом (гипоксия).

Ухудшается дыхание, уменьшается амплитуда дыхательных движений, уменьшается жизненная емкость легких, развивается одышка.

Стареет опорно-двигательный аппарат.Снижаются мышечная сила, работоспособность, выносливость организма, появляются прослойки жировой ткани, нарушается осанка и координация движений.

Наблюдается ухудшение работы пищеварительной системы, происходит задержка пищи, что приводит к запорам.

Нарушается обмен веществ, снижается интенсивность и скорость обменных процессов, повышается масса тела.

Падает умственная работоспособность, ухудшается внимание, память, мышление и другие психические процессы, нарушается сон, повышается эмоциональна возбудимость и склонность к стрессам.

Снижается репродуктивная способность, повышается вероятность появления застоев в органах малого таза, нарушение полового созревания, трудности при вынашивании плода у женщин.

Ухудшается состояние органов чувств, особенно зрительного анализатора и вестибулярного аппарата, снижается мышечная чувствительность, ухудшается координация движений.

Снижается контроль нервной системы за процессами обмена веществ клеток, что ведет к снижению иммунитета и устойчивости к различным заболеваниям.

Повышается утомляемость, вялость, плохое самочувствие, усталость в течение дня.

 

Единственная возможность нейтрализовать отрицательные последствия, возникающие у школьников при продолжительном напряженном сидячем умственном труде, – это активный отдых от школы, организованная физическая деятельность, соблюдение двигательного режима в повседневной жизни.

Двигательный режим школьника складывается из:

  • утренней физической зарядки;
  • подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры;
  • занятий в кружках и спортивных секциях;
  • прогулок перед сном;
  • активного отдыха в выходные дни;
  • занятий физической культурой и спортом.
свернуть

Как сохранить осанку

развернуть

Позвоночник является основой здоровья всего организма.

С детства мы привыкли слышать: «Держи спину прямо».

Ровная спина – это дело привычки, которая закладывается с раннего возраста. Чаще всего мы портим осанку еще в детстве: неправильная посадка за партой, неправильная посадка за домашним рабочим столом, дефицит движения и долгие часы с учебником, плохое освещение, которое заставляет склоняться к самому столу…

Нарушение осанки школьника может привести к следующим осложнениям:

  • болям в нижней части спины и шее, мышечным блокам из-за того, что ребенок постоянно держит спину в неестественном положении;
  • головным болям и даже мигрени;
  • остеохондрозу и сколиозу;
  • нарушению кровообращения и дыхания;
  • задержке в росте.

Как сохранить ребенку красивую осанку и здоровую спину?

  1. Использовать ортопедические ранцы

Для равномерного распределения нагрузки ребенку нужен не бесформенный рюкзак, а твердый ранец. Причем его высота должна составлять не более 30 см, а вес в ненаполненном состоянии – не больше 500 граммов. Есть специальные ортопедические ранцы с жесткой спинкой анатомической формы, которая не дает сутулиться.

  1. Правильно сидеть за партой

Обе ноги должны твердо стоять на полу, а колени согнуты под прямым углом, спину необходимо держать ровно. Этому поспособствует положение рук на парте, которые служат опорой и не дают груди опираться на край стола. Время от времени школьнику нужно менять свое место в классе, пересаживаясь за другую парту.

  1. Правильно сидеть за компьютерным столом

Монитор нужно расположить по центру стола, непосредственно перед глазами ребенка. Использовать удобный стул со спинкой анатомической формы. При любой работе за столом стоит делать 15-минутные перерывы каждые 45 минут.

свернуть

Помощь детям с повышенным уровнем тревожности

развернуть

Маленький ребенок живет с ощущением тревоги,
которая складывается у него из общения с взрослым.

Т.Харрис

 

Дети более чувствительны, чем взрослые, и, как следствие, они оказываются более незащищенными, чаще начинают испытывать тревогу и беспокойство.

Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями не способен на серьезные жизненные достижения, и как следствие социально дезадаптивен.

Дезадаптация – это не только нарушенное поведение, она затрагивает все сферы жизни ребенка: поведение, эмоционально-волевую сферу и физиологию детей.

 

Рекомендации

  1. Избегайте состязаний или каких-либо видов работ на скорость.
  2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  5. Помните, что похвала эффективнее порицания и непродуктивной критики.
  6. Делайте поощрение осязаемым для ребенка и желательно незамедлительным.
  7. Поощряйте не только конечный результат, но и промежуточный. 
  8. Следует осторожнее оценивать неудачи ребенка, ведь он и сам болезненно относится к ним.
  9. Чаще обращайтесь к нему по имени.
  10. Постоянное внимание к ребенку – важнейшее условие для сотрудничества с ним. 
  11. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  12. Не предъявляйте к нему завышенных требований.
  13. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
  14. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.
  15. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  16. Наказывая ребёнка, не унижайте его.

Пусть ребёнок живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

свернуть

Профилактика нарушений зрения

развернуть

Профилактика снижения зрения у детей особенно актуальна в наш век тотальной компьютеризации.

При значительной зрительной нагрузке на близком расстоянии мышцы глаза находятся в постоянном напряжении, происходит нарушение кровообращения и возникают изменения в глазном яблоке. Зрительные нагрузки в школе, всевозможные компьютеры и гаджеты провоцируют прогрессирование близорукости (миопии).

 

Большую роль в сохранении хорошего зрения играет правильный образ жизни ребенка:

  1. Правильная организация рабочего места школьника.

Оно должно быть удобным, светлым и у окна. Особое значение нужно уделить освещенности на рабочем месте. Настольная лампа ставится слева, если ребенок правша, и наоборот у левшей. Важно следить за осанкой ребенка во время письма, чтения.

  1. Уменьшение зрительных нагрузок.

Продолжительность зрительной нагрузки без отдыха должна быть 30-40 мин, после чего необходим 10-15 минутный перерыв. Зрительный труд должен чередоваться с активным отдыхом на свежем воздухе.

  1. Гимнастика для глаз.

Поможет сохранить эластичность глазных мышц, улучшить кровообращение и питание органа зрения.

  1. Дозированное и правильное использование гаджетов.

Расстояние от глаз до монитора компьютера должно быть 60-70 см, до экрана телевизора – не менее 3 м. Непрерывная длительность занятий на компьютере не должна превышать 15-25 мин.

  1. Правильное, здоровое питание, богатое витаминами и микроэлементами.

Рацион ребенка должен содержать достаточное количество белка, кальция и продуктов с высокой концентрацией витаминов А, С, Е, В2.

  1. Регулярные занятия физкультурой и спортом.

Способствуют улучшению деятельности всех органов и систем, стимулируют обменные процессы в организме, положительно воздействуют на зрение.

  1. Сон.

Большое значение имеет сон, достаточный и соответствующий возрасту (8-10 часов).

Выполнение перечисленных рекомендаций по профилактике близорукости будет способствовать укреплению детских глаз и предупреждению снижения зрения.

свернуть
поделиться в: