СППС

Тематика консультаций специалистов СППС для родителей

развернуть

График работы специалистов социально-педагогической и психологической службы

развернуть

График работы специалистов

социально-педагогической и психологической службы

на 2020/2021 учебный год

 

График работы педагога-психолога

Дни недели

Время работы

Время обеда

Понедельник

8.00 - 15.30

12.00 - 12.30

Вторник

10.30 - 19.00

14.00 - 14.30

Среда

8.00 - 16.00

11.00 - 11.30

Четверг

8.00 - 16.00

12.00 - 12.30

Пятница

8.00 - 15.30

12.00 - 12.30

Суббота

9.00 - 14.00

 

 

График проведения консультаций педагога-психолога

Дни недели

педагоги

учащиеся

родители

Понедельник

 

14.00 – 15.00

 

Вторник

 

 

16.00 – 17.00

Среда

 

14.00 – 15.00

 

Четверг

14.00 - 15.00

 

 

Пятница

 

 

14.00 – 15.00

Суббота

9.00 – 10.00

10.00 – 11.00

11.00 – 13.00

 

График работы педагога социального

Дни недели

Время работы

Время обеда

Понедельник

8.30 - 16.00

12.00 - 12.30

Вторник

8.30 - 16.00

12.00 - 12.30

Среда

8.30 - 16.00

12.00 - 12.30

Четверг

10.00 - 17.30

13.30 - 14.00

Пятница

8.30 - 16.00

12.00 - 12.30

Суббота

9.00 - 14.00

 

 

График проведения консультаций педагога социального

Дни недели

педагоги

учащиеся

родители

Понедельник

14.00 – 15.00

 

 

Вторник

 

14.00 – 15.00

 

Среда

 

   11.00 – 12.00

 

Четверг

12.00 – 13.00

 

  14.00 – 15.00

Пятница

 

 

13.00 – 14.00

Суббота

09.00 – 10.00

10.00 – 11.00

11.00 – 12.00

 

свернуть

Информация о специалистах СППС

развернуть

Педагог-психолог Емельянчик Наталья Алексеевна

Высшая категория

тел. (01795) 4-58-18

 

Педагог социальный Дудук Ольга Владимировна

Без категории

тел. (01795) 4-58-18

свернуть

План работы социально-педагогической и психологической службы

развернуть

План воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся СОП

развернуть

План

воспитательной работы

и защиты прав и законных интересов детей,

находящихся в социально опасном положении

на 2020/2021 учебный год

 

Цель: содействие предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, социальная реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении, направленная на оказание им комплексной социально-педагогической поддержки и психологической помощи.

 

Задачи:

-организация социально-педагогической, психологической и правовой помощи детям, находящимся в социально опасном положении;

-выявление детей, нуждающихся в государственной помощи и защите;

-создание условий, необходимых для формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающихся;

-совершенствование системы социально-педагогической поддержки и психологической помощи детям;

-расширение спектра предоставляемых услуг, направленных на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение родительской ответственности, укрепление нравственных основ семьи;

-формирование эффективной комплексной системы межведомственного взаимодействия защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

-мониторинг качества воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

 

Направления деятельности

 

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственные

Профилактико-просветительская
деятельность

 

-по Декрету Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

-по ответственности родителей за воспитание детей;

-по взаимоотношениям между родителями и детьми;

-по взаимоотношениям в коллективе сверстников;

-по административной и уголовной ответственности несовершеннолетних

в течение года

педагог социальный,

педагог-психолог

Проведение индивидуальных и групповых консультаций по проблемам обучения и воспитания для родителей и педагогов

в течение года

педагог социальный, педагог-психолог

Контроль посещения занятий учащимися

в течение года

классные руководители, педагог социальный

Проведение индивидуальных и групповых консультаций:

-с учащимися по результатам психодиагностики и личностным проблемам;

-с педагогами по результатам психодиагностики;

-с родителями.

в течение года

педагог-психолог

Выступления на родительских собраниях:

-профилактика правонарушений и преступлений;

-занятость детей во внеурочное время;

-здоровый образ жизни детей;

-ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.

в течение года

педагог социальный

Заседания родительского университета

 

по отдельному плану

педагог-психолог,

педагог социальный

Акция «Единый республиканский день безопасности»

01.09-10.09

педагог социальный

Месячник профилактики суицидального поведения

10.09-10.10

педагог социальный, педагог-психолог

Неделя профилактики употребления алкогольных и слабоалкогольных напитков           

19.10-24.10

12.04-17.04

педагог социальный, педагог-психолог

Акция «Безопасные каникулы» (Безопасный Новый год)

26.10-31.10

21.12-24.12

22.03-27.03

24.05-31.05

педагог социальный

Неделя психологии

09.11-14.11   

педагог-психолог, педагог социальный

Неделя профилактики курения           

           

16.11-21.11

25.05-31.05

педагог социальный

Всемирный день некурения. Профилактика онкологических заболеваний 

19.11  

педагог социальный

Декада профилактики ВИЧ-инфекции

31.11-05.12

педагог социальный

Организация мероприятия с воспитанниками ЦКРОиР. Участие в акции «Семь дорожек радуги».

День инвалидов Республики Беларусь.                  

03.12

педагог социальный, педагог-психолог

Неделя правовых знаний

07.12-12.12

09.03-13.03

педагог социальный

Неделя профилактики травматизма             

14.12-19.12

педагог социальный

Неделя профилактики гриппа и ОРЗ               

18.01-23.01

педагог социальный

Неделя профилактики инфекций, передающихся половым путем

15.02-20.02

педагог социальный

Неделя профилактики употребления наркотиков

01.03-06.03

педагог социальный

День борьбы с туберкулезом

24.03

педагог социальный

Всемирный день здоровья

07.04

педагог социальный

Неделя профориентации

12.04-17.04

педагог социальный, педагог-психолог

Всемирный день памяти людей, умерших от СПИДа. Профилактика ИППП.                   

17.05

педагог социальный

Мастер-класс «Беспроигрышное разрешение конфликта» (6-7 классы)

сентябрь

педагог социальный, педагог-психолог

Лекция-практикум «Жизнь дороже всех сокровищ» (9-11 классы)

сентябрь

педагог социальный, педагог-психолог

Лекция-практикум «Геройство или слабость?»

сентябрь

педагог-психолог, педагог социальный

Семинар «Роль родителей  в профилактике суицидальных попыток» (9-11 классы)

сентябрь

педагог-психолог

педагог социальный

Познавательная программа «Как прекрасна эта жизнь!» (7-8 классы)

октябрь

педагог-психолог, педагог социальный

Круглый стол «Конфликт, как  найти пути решения?» (10-11 классы)

октябрь

педагог социальный, педагог-психолог

Семинар для педагогов «Что такое суицид и кто на него способен?»

октябрь

педагог-психолог, педагог социальный

Мастер-класс для педагогов  «У Вас в классе гиперактивный ребенок.  Как себя с ним вести?»

октябрь

педагог-психолог, педагог социальный

Дискуссия «Детей не надо воспитывать, с ними надо дружить»      

октябрь

педагог-психолог, педагог социальный

Дискуссия «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм» (4-5 классы)

ноябрь

педагог социальный, педагог-психолог

Развивающее занятие для детей из замещающих семей «Планета эмоций»

ноябрь

педагог социальный, педагог-психолог

Интерактивная игра для детей, состоящих на всех видах учета, и их родителей «Научись себя беречь»

ноябрь

педагог социальный, педагог-психолог

Психологическое занятие «Умение эффективно общаться и достигать своей цели в общении» (для учащихся, состоящих на всех видах учета) 

декабрь

педагог-психолог

Семинар-практикум для педагогов «Взаимоотношение педагога с педагогическим сообществом»

декабрь

педагог социальный, педагог-психолог

Деловая игра для родителей учащихся начальной школы «Стили семейного воспитания»                       

декабрь

педагог социальный, педагог-психолог

Познавательное мероприятие для родителей из замещающих семей «Про семью, про дружную всем такую нужную»

декабрь

педагог социальный, педагог-психолог

Игра- беседа «Нет преступления без наказания» (9-11 классы)           

январь

педагог-психолог

педагог социальный

Мастер-класс «Авторитетные союзники: семья и школа»             

февраль

педагог социальный, педагог-психолог

Круглый стол «Ярмарка профессий» (8-11классы)

март

педагог социальный, педагог-психолог

Семинар для учащихся «Аргументы против курения » (5-7 классы)

март

педагог социальный, педагог-психолог

Обучающий семинар  для педагогов «Воспитание толерантных отношений к учащимся с ОПФР  в классах»

март

педагог социальный, педагог-психолог

Игра-квест «Что - бы ни случилось беды. Безопасность  на улице и дома» (5-8 классы)

апрель

педагог социальный, педагог-психолог

Педагогическая мастерская «Поиск идеального ученика»           

апрель

педагог социальный, педагог-психолог

Открытый диалог для родителей детей, состоящих на всех видах учета «Уроки на будущее»            

апрель

педагог социальный, педагог-психолог

Рассмотрение вопросов поведения учащихся, отношения родителей к воспитанию несовершеннолетних на заседаниях совета профилактики

ежемесячно, каждый последний вторник месяца

члены совета профилактики

Проведение классных и информационных часов по:

-профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, употребления психоактивных веществ;

- профилактике ИППП;

- профилактике травматизма;

-пропаганде ЗОЖ;

-профилактике ВИЧ-инфекции;

-правовому просвещению;

-правилам поведения в общественных местах;

-по соблюдению ПДД;

-по противодействию торговле людьми;

-по профилактике конфликтов

в течение года

педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители, инспектор ИДН

Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями, учащимися, педагогами

-по Декрету Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

-по ответственности родителей за воспитание детей;

-по взаимоотношениям между родителями и детьми;

-по взаимоотношениям в коллективе сверстников;

-по административной и уголовной ответственности несовершеннолетних

в течение года

педагог социальный, педагог-психолог

Вовлечение учащихся, состоящих на всех видах учета, в работу объединений по интересам с учетом их интересов и склонностей

сентябрь

классные руководители, педагог социальный,

педагог-психолог

Проведение индивидуальных и групповых консультаций по проблемам обучения и воспитания для родителей и педагогов

в течение года

педагог социальный, педагог-психолог

Подготовка информации для стендов и сайта школы, обновление уголка правовых знаний

в течение года

педагог социальный, педагог-организатор, педагог-психолог

Охранно-защитная
деятельность

Оценка безопасности, оценка рисков, составление отчета по результатам социального расследования

в течение 15 рабочих дней после сообщения

педагог социальный, педагог-психолог,

классные руководители

Представление интересов несовершеннолетних в суде, ИДН, КДН

по необходимости

педагог социальный, педагог-психолог

Содействие в подготовке документов для получения гуманитарной помощи

по необходимости

педагог социальный

Разработка и реализация индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

по необходимости

педагог социальный, педагог-психолог,

классные руководители

Ведение необходимой документации на несовершеннолетних признанных находящимися в социально опасном положении

в течение года

педагог социальный, педагог-психолог,

классные руководители

Взаимодействие со всеми заинтересованными ведомствами по защите прав и законных интересов несовершеннолетних

в течение года

педагог социальный, педагог-психолог

Сбор документов для признания несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите и отобрании из семьи

по необходимости

педагог социальный

Посещение семей учащихся по месту жительства

в течение года

педагог социальный, педагог-психолог,

классные руководители

Диагностико-аналитическая деятельность

Изучение и комплексная оценка положения детей в семье

в течение года

педагог-психолог, педагог социальный

Проведение психосоциального тестирования

сентябрь-октябрь

педагог-психолог

Диагностика суицидальных намерений

сентябрь

педагог-психолог

Диагностика высокомотивированных учащихся

октябрь

педагог-психолог

Комплексная диагностика учащихся 5 класса по изучению социально-психологической адаптации при переходе на 2 ступень обучения

ноябрь (1 этап)

апрель (2 этап)

педагог-психолог

Психодиагностика учащихся, состоящих на всех видах учета

в течение года

педагог-психолог

Составление психолого-педагогических характеристик на несовершеннолетних, состоящих на всех видах учета, рекомендации для педагогов и родителей

в течение года

педагог-психолог

Изучение социально-психологического климата в классных коллективах

в течение года

педагог-психолог

Диагностика учащихся 1 класса

ноябрь (1 этап)

апрель (2 этап)

педагог-психолог

Комплексная диагностика учащихся 4 класса при переходе на 2 ступень обучения

апрель

педагог-психолог

Составление банка данных занятости учащихся, состоящих на всех видах учета, в летний период

май

педагог социальный

Коррекционно-реабилитационная деятельность

Адаптационные занятия с учащимися 1 класса «Сказки по адаптации»

сентябрь

педагог-психолог

Адаптационные занятия с учащимися 5 класса «Первый раз в пятый класс»

сентябрь

педагог-психолог

Тренинговые занятия с высокомотивированными учащимися по подготовке к предметным олимпиадам (4-11 классы)

сентябрь

февраль

педагог-психолог

Тренинговые занятия по профилактике суицидального поведения «Корабль жизни» (8-9 классы)

октябрь

педагог-психолог

Тренинговые занятия по профилактике суицидального поведения «Взрослые шаги» (10-11 классы)

октябрь

педагог-психолог

Тренинговые занятия «Познай себя» (5-7 классы)

октябрь

педагог-психолог

Игровой практикум для младших школьников «Учимся учиться» (2-4 классы)

ноябрь

педагог-психолог

Тренинговое занятие для учащихся «Агрессию – под контроль» (5-7 классы)

январь

педагог-психолог

Тренинг родительской эффективности «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»» (с родителями детей, состоящих на всех видах учета)

февраль

педагог-психолог

Тренинговое занятие по формированию ответственности за свои действия «Учимся быть ответственными» (4-5 класс)

март

педагог-психолог

Тренинговое занятие «Ты и я – мы друзья» (7-8 класс)

апрель

педагог-психолог

Тренинговое занятие для родителей 1-4 классов «Тропинка родительской любви»

апрель

педагог-психолог

Занятия с учащимися выпускных классов «Психологическая подготовка к выпускным экзаменам» (9-11 класс)

май

педагог-психолог

 

 

           Педагог-психолог                                                                            Емельянчик Н.А.

 

 

Педагог социальный                                                                      Дудук О.В.

 

свернуть

Рекомендации родителям по воспитанию детей

развернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

1. Никогда не занимайтесь воспитанием ребенка в плохом настроении.

    Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей – одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.

2. Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.

    Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети – тоже. Но дети – люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной.

3. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

     Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы.

4. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.

     Никогда не ждите особого случая – хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались незамеченными. Причем хвалите не вообще – а конкретно. Не «ты молодец», а «ты молодец, потому что…»

5. Главное – оценивать поступок, а не личность.

    К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка).

6. Воспитатель должен быть строгим, но добрым.

     Не надо мучиться ложным выбором – какой метод воспитания лучше: «авторитарный» или «либеральный». Ни беспредметная жестокость, ни беспредметная доброта не годятся в качестве принципов воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

7. Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

свернуть

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к обучению в 1 классе

развернуть

Рекомендации

родителям первоклассников

1.  Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

 

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

 

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

 

4.Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

 

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

 

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

 

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

 

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

 

 9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

свернуть

Рекомендации для родителей первоклассников

развернуть

Чтобы облегчить первокласснику освоение позиции ученика, нужно:

С самого начала ввести в сферу жизни ребенка, связанную со школой, четкие правила:

  • не делать домашние задания вместо ребенка, но и не требовать на первых порах полной самостоятельности и ответственности;
  • придать сбору портфеля, подготовке к следующему учебному дню статус ритуала;
  • проявлять повышенный интерес к выполнению школьных заповедей;
  • не ревновать ребенка к учителю;
  • с пониманием относиться к «вспышке конформизма», выражаемой словами «нам так сказали!» и связанной как раз с особой ценностью правил и норм для новоиспеченного школьника;
  • сдерживать опасения по поводу несовершенства учителей и школьных программ;
  • внимательно отнестись к недоразумениям, ко всем перипетиям взаимоотношений с одноклассниками, подсказать варианты реагирования на шутки, обзывания, подначивания;
  • обратить внимание на вопросы ребенку после посещения школы – ведь именно ненароком, в свободном общении родители передают ему свои тревоги, ценности и эмоциональные акценты, познания, преодоления: «Что нового ты сегодня узнал? Чему научился? Что особенно понравилось на уроках? С чем труднее всего было справиться?», а может быть – послушания: «Тебя сегодня не ругали?», престижа: «А кто еще в классе получил пятерку?» или бытовые ценности: «Что давали на завтрак?»
  • день за днем, контролируя выполнение домашних заданий и влияя на круг чтения ребенка и выбор телепередач, не оставляя без внимания общекультурные познавательные интересы, увлечения ребенка, важно содействовать возникновению и развитию внутренней познавательной мотивации, истинного интереса к предмету изучения и потребности в саморазвитии, самосовершенствовании.
  • оказывая помощь ребенку в решении одной из основных задач младшей школы – формировании «умения учиться», надо обратить его внимание на выделение учебной задачи (что именно необходимо освоить), использование подходящих учебных действий (способов, методов понимания и заучивания), навыков планирования, самоконтроля и самооценки.
  • не предъявлять завышенных требований, не ждать стремительных результатов. А самое главное – избегать излишней центрированности семьи только на школьном аспекте жизни ребенка, не сводить свое отношение к нему преимущественно с точки зрения успехов в учебе; сохранять и поддерживать чувство безусловной любви и принятия.
свернуть

Рекомендации родителям учащихся 5 класса

развернуть

Уважаемые родители!

Ваш ребенок стал пятиклассником. При переходе из начальной школы в среднюю он сталкивается с определенными трудностями. В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них показателем их взросления. Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Эти рекомендации помогут легче пройти период адаптации к этому непростому периоду школьной жизни.

  • Очень важно понять, что главная задача – это абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в семье.
  • Оказывайте ребенку помощь при подготовке домашнего задания, если он об этом просит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, а выполняйте задания вместе с ним, приучая его к самостоятельности.
  • Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.
  • Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.
  • Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.
  • В присутствии ребенка не высказывайтесь о школе негативно, даже если Вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был Вашим союзником.
  • Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для его возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у Вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.
  • Радуйтесь достижениям своего ребенка. Оценивайте не самого ребенка, а его поступки, не позволяя себе сравнивать его с другими детьми.
  • Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома. Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что он нужен и важен для Вас. 
свернуть

Рекомендации родителям детей с повышенной тревожностью

развернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

ТРЕВОЖНОСТЬ

    Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.

     Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями  либо школой.
  • Неадекватными требованиями (чаще завышенными).
  • Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают конфликты. Авторитарный стиль отношений родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

 

ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

       Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности.

       У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

       Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, слабость в ногах, учащенное  сердцебиение.

        Если агрессивные, гиперактивные дети всегда на виду, то тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе.

 

ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ

  • Тревожный ребенок не может долго работать, не уставая;
  • Ему трудно сосредоточиться на чем – либо;
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  • Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  • Смущается чаще других.
  • Часто говорит о напряженных ситуациях.
  • Боится сталкиваться с трудностями.
  • Не уверен в себе, в своих силах.
  • Плохо переносит ожидание.
  • Часто не может сдержать слезы.
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  • Пуглив, многое вызывает у него страх.
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей.
  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  • Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой – либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
  • Чаще используйте ласковый телесный контакт.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, но так, чтобы он знал, за что.
  • Не предъявляйте завышенных требований.
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях, ребенка не унижайте, наказывая.
свернуть

Рекомендации классным руководителям по сплочению классного коллектива

развернуть

 

  Рекомендации классным руководителям по сплочению классного коллектива

1. Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя и воспитателя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик.


2. Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.

3. Во время совместных мероприятий организуйте игры (см. ниже). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.


4. На уроках  практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию.


5. Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.


6. Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.

7. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.

Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми:

1. Привлекать  их к совместной деятельности класса.

2. Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

3. Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

 

Для того чтобы в коллективе была благополучная психологическая атмосфера, необходимо выполнение следующих условий:

1. Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности;

2. У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.

 

Для того чтобы класс, школа стал таким местом, где дети чувствуют себя как дома, классный руководитель  может использовать следующие приемы:

1. Участие детей в организации общего пространства, создание «дизайна» класса.
2. Обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и уютной. Часть идей воплотить, а некоторые из идей обсудить с детьми, насколько они реалистичны.


Создание правил класса.

 

Необходимым условием защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или класс. Эти правила должны быть понятны детям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил.


 Создание «Дневника класса»


Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать, что-то о себе. Эти записи надо поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Важно чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника.


 Совместные походы, прогулки и экскурсии


Подобные мероприятия очень сближают педагогов  и учеников. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир.


Проведение «Дней класса»


Стоит придумать с детьми специальные ритуалы для этого дня и занести их в «Правила класса». Это могут быть и чаепития, и вечера отдыха с обсуждением совместных дел, подведение итогов по учебе, мероприятиям, проходившим в классе в школе и т.п.


Игры и упражнения на развитие взаимодействия учащихся в классе.
«День рождения»

 

Цель: сплочение группы, снятие негативного отношение к друг другу
Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

«Путаница»

Цель:  поддержка группового единства, снятие напряжения.

Ход игры: Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же, не разнимая рук у детей.


«Выдуй шарик из тарелки»

Цель: повышение уверенности, самооценки, контроль за своими действиями.

Ход игры: На тарелку кладут шарик от настольного тенниса. Двое детей садятся за стол друг против друга. По команде один, два, три они одновременно начинают дуть на шарик, стараясь сдуть его с тарелки. Выигрывает тот кто выдул шарик первый. С победителем соревнуется следующий участник. Игра продолжается до полной победы одного из участников.


 «Отгадай!»

Цель: развитие внимания

Ход игры: Водящему завязывают глаза, берут его за руку и в течение 30-40 секунд водят по кругу вдоль сидящих. Наконец останавливают его возле одного из участников и кладут руку ему на плечо. Водящий, зная, кто,  где сидит, должен назвать его по имени.


 «Не звени тарелками»

Цель: развитие произвольности, внимания, самоконтроля, чувство эмпатии.

Ход игры: Ведущий: «Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его нельзя будить. А нужно положить одну на другую три-четыре тарелки».

Из каждой команды выходят по одному игроку и выполняют задание, все остальные чутко прислушиваются, не нарушит ли кто-нибудь из них тишину.
Соревнование можно повторить. Выигрывают те, кто произвел меньше шума.


«Зигзаг на доске»

Цель: сплочение коллектива.

Ход игры: Ведущий рисует в своем блокноте несколько несложных ломаных линий из пяти-шести отрезков. Одну из них он, не торопясь, чертит на классной доске, а его помощник сразу стирает предыдущий отрезок линии, когда полностью начерчен следующий; наконец, стирает и самый последний.
Играющие стараются запомнить всю линию (не делая никаких пометок). Трое желающих по памяти восстанавливают ее на доске.
Ведущий сравнивает их чертежи со своей линией и оценивает ответы в зависимости от точности направления и величины отрезков. В таком же порядке вычерчиваются вторая и следующие линии, подготовленные ведущим к игре.


«Позывные»

Цель: сплочение коллектива, развитие взаимовыручки.

Ход игры: Ведущий дает каждому играющему бумажку, на которой написано название города или растения, крик какого-либо животного или просто гласная буква и т.п. Одно и то же название получают пять человек-одни, скажем, Москва, другие пять человек- Одесса, третьи-Казань и т.п. Ведущий в начале игры объявляет, у скольких человек будет написано одно и то же название.
По сигналу ведущего каждый негромко выкрикивает полученное им название, одновременно прислушиваясь, кто назвал то же самое, чтобы побыстрее соединиться с ним в одну группу. Когда вся группа в сборе, поднятием рук дают об этом знать ведущему и считаются победителями. Игру можно повторить, но с другими названиями.


 «Близнецы»

Цель: сплочение коллектива, развитие взаимовыручки.

Ход игры: Две-три пары соревнующихся ребят становятся на сцене (в комнате, в зале, у трех столов, на каждом разложены: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка, рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свернутая в рулончик, и т.п.
Пара «близнецов» обнимают друг друга крепко за талию, у каждого две свободные руки - левая и правая. По команде ведущего необходимо «близнецам» сделать быстро и ловко руками следующее: - развернуть газету полностью; зашнуровать ботинок; завинтить банку до упора; сложить вещички в коробку; развернуть ленточку; все предметы сложить на газету, газету аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой.
Можно у «близнецов» связать две руки (левую и правую у двух ребят, играющих в паре). Таким образом у стола будет стоять трехрукий. Теперь надо действовать вместе «тремя» руками. Это не так-то просто. Необходимы согласованность действий, некая общая координация.


 «Быстро найди»

Цель: сплочение коллектива, развитие взаимовыручки, командного духа.

Ход игры: Ведущий подбирает от десяти до пятнадцати крупных репродукций картин с понятным для детей содержанием, накрывает их газетой.
Ребята разбиваются на три команды. Каждая команда по очереди называет какую-либо букву (кроме ъ, ь, ы, й), после чего ведущий берет в руки какую-либо репродукцию и показывает ее участникам игры.
Тому, кто первый найдет на репродукции предмет, название которого начинается с названной буквы, начисляется очко.
Затем называется другая буква и показывается другая репродукция. Побеждает команда, набравшая за десять-двенадцать минут больше очков.


 «Через стекло»

Цель: сплочение коллектива; развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.

Ход игры: Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принести мне стакан воды, я хочу пить и т.п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.

 

«Счет»
Цель: сплочение коллектива, развитие взаимовыручки, командного духа.

Ход игры: участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с места. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться. Замечания: необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу, участники по команде ведущего должны сделать шаг вперёд


«Крокодил»
Цель: формирование  командного духа, снятие негативного

Ход игры: группа разбивается на две команды. Каждая команда по очереди загадывает какое – либо слово – понятие и на ушко сообщает его члену другой команды. Он не может сказать словами, что это за слово, может лишь изобразить его жестами и мимикой. Группа может задавать вопросы, но ответы его невербальны.


«Счет без троек»

Цель: сплочение коллектива, развитие эмпатии.

Ход игры: все по кругу начинают вслух считать- только на счет три, цифры кратные трем, содержащие в себе тройку- не говорятся вслух, а на них подпрыгивают. Если кто – то ошибся, то игра начинается заново.


«Чемодан»
Цель: сплочение коллектива, развитие чувства эмпатии.

У этого упражнения есть несколько вариантов проведения. Выберите и проведите наиболее понравившийся вам вариант.


(1) Все садятся в круг. Участник, проходя по кругу, останавливается возле каждого представителя группы и называет положительные качества, которые он хотел бы взять у него для себя.


(2) Все садятся в круг. Участник, проходя по кругу, останавливается наугад возле кого-нибудь и называет положительное качество, которое хотел бы взять у него для себя.

 

свернуть

Телефоны доверия

развернуть

30803

Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов

8 801  100 21 21

по будням с 9 00 до 17 00

 

Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию 

8 801 100 16 11

Круглосуточно

 

Минский областной клинический центр "Психиатрия - наркология"

8 017  2020401

круглосуточная служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

 

ГУ Слуцкий ТЦСОН

«Телефон доверия»: 5-35-85

свернуть