Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
Средняя школа №2 г. Слуцка
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
Средняя школа №2 г. Слуцка
График работы специалистов
социально-педагогической и психологической службы
на 2020/2021 учебный год
График работы педагога-психолога
Дни недели |
Время работы |
Время обеда |
Понедельник |
8.00 - 15.30 |
12.00 - 12.30 |
Вторник |
10.30 - 19.00 |
14.00 - 14.30 |
Среда |
8.00 - 16.00 |
11.00 - 11.30 |
Четверг |
8.00 - 16.00 |
12.00 - 12.30 |
Пятница |
8.00 - 15.30 |
12.00 - 12.30 |
Суббота |
9.00 - 14.00 |
|
График проведения консультаций педагога-психолога
Дни недели |
педагоги |
учащиеся |
родители |
Понедельник |
|
14.00 – 15.00 |
|
Вторник |
|
|
16.00 – 17.00 |
Среда |
|
14.00 – 15.00 |
|
Четверг |
14.00 - 15.00 |
|
|
Пятница |
|
|
14.00 – 15.00 |
Суббота |
9.00 – 10.00 |
10.00 – 11.00 |
11.00 – 13.00 |
График работы педагога социального
Дни недели |
Время работы |
Время обеда |
Понедельник |
8.30 - 16.00 |
12.00 - 12.30 |
Вторник |
8.30 - 16.00 |
12.00 - 12.30 |
Среда |
8.30 - 16.00 |
12.00 - 12.30 |
Четверг |
10.00 - 17.30 |
13.30 - 14.00 |
Пятница |
8.30 - 16.00 |
12.00 - 12.30 |
Суббота |
9.00 - 14.00 |
|
График проведения консультаций педагога социального
Дни недели |
педагоги |
учащиеся |
родители |
Понедельник |
14.00 – 15.00 |
|
|
Вторник |
|
14.00 – 15.00 |
|
Среда |
|
11.00 – 12.00 |
|
Четверг |
12.00 – 13.00 |
|
14.00 – 15.00 |
Пятница |
|
|
13.00 – 14.00 |
Суббота |
09.00 – 10.00 |
10.00 – 11.00 |
11.00 – 12.00 |
свернуть
Педагог-психолог Емельянчик Наталья Алексеевна
Высшая категория
тел. (01795) 4-58-18
Педагог социальный Дудук Ольга Владимировна
Без категории
тел. (01795) 4-58-18
свернутьПлан
воспитательной работы
и защиты прав и законных интересов детей,
находящихся в социально опасном положении
на 2020/2021 учебный год
Цель: содействие предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, социальная реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении, направленная на оказание им комплексной социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
Задачи:
-организация социально-педагогической, психологической и правовой помощи детям, находящимся в социально опасном положении;
-выявление детей, нуждающихся в государственной помощи и защите;
-создание условий, необходимых для формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающихся;
-совершенствование системы социально-педагогической поддержки и психологической помощи детям;
-расширение спектра предоставляемых услуг, направленных на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение родительской ответственности, укрепление нравственных основ семьи;
-формирование эффективной комплексной системы межведомственного взаимодействия защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
-мониторинг качества воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
Направления деятельности
|
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Ответственные |
Профилактико-просветительская
|
-по Декрету Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»; -по ответственности родителей за воспитание детей; -по взаимоотношениям между родителями и детьми; -по взаимоотношениям в коллективе сверстников; -по административной и уголовной ответственности несовершеннолетних |
в течение года |
педагог социальный, педагог-психолог |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций по проблемам обучения и воспитания для родителей и педагогов |
в течение года |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Контроль посещения занятий учащимися |
в течение года |
классные руководители, педагог социальный |
|
Проведение индивидуальных и групповых консультаций: -с учащимися по результатам психодиагностики и личностным проблемам; -с педагогами по результатам психодиагностики; -с родителями. |
в течение года |
педагог-психолог |
|
Выступления на родительских собраниях: -профилактика правонарушений и преступлений; -занятость детей во внеурочное время; -здоровый образ жизни детей; -ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей. |
в течение года |
педагог социальный |
|
Заседания родительского университета
|
по отдельному плану |
педагог-психолог, педагог социальный |
|
Акция «Единый республиканский день безопасности» |
01.09-10.09 |
педагог социальный |
|
Месячник профилактики суицидального поведения |
10.09-10.10 |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Неделя профилактики употребления алкогольных и слабоалкогольных напитков |
19.10-24.10 12.04-17.04 |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Акция «Безопасные каникулы» (Безопасный Новый год) |
26.10-31.10 21.12-24.12 22.03-27.03 24.05-31.05 |
педагог социальный |
|
Неделя психологии |
09.11-14.11 |
педагог-психолог, педагог социальный |
|
Неделя профилактики курения
|
16.11-21.11 25.05-31.05 |
педагог социальный |
|
Всемирный день некурения. Профилактика онкологических заболеваний |
19.11 |
педагог социальный |
|
Декада профилактики ВИЧ-инфекции |
31.11-05.12 |
педагог социальный |
|
Организация мероприятия с воспитанниками ЦКРОиР. Участие в акции «Семь дорожек радуги». День инвалидов Республики Беларусь. |
03.12 |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Неделя правовых знаний |
07.12-12.12 09.03-13.03 |
педагог социальный |
|
Неделя профилактики травматизма |
14.12-19.12 |
педагог социальный |
|
Неделя профилактики гриппа и ОРЗ |
18.01-23.01 |
педагог социальный |
|
Неделя профилактики инфекций, передающихся половым путем |
15.02-20.02 |
педагог социальный |
|
Неделя профилактики употребления наркотиков |
01.03-06.03 |
педагог социальный |
|
День борьбы с туберкулезом |
24.03 |
педагог социальный |
|
Всемирный день здоровья |
07.04 |
педагог социальный |
|
Неделя профориентации |
12.04-17.04 |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Всемирный день памяти людей, умерших от СПИДа. Профилактика ИППП. |
17.05 |
педагог социальный |
|
Мастер-класс «Беспроигрышное разрешение конфликта» (6-7 классы) |
сентябрь |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Лекция-практикум «Жизнь дороже всех сокровищ» (9-11 классы) |
сентябрь |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Лекция-практикум «Геройство или слабость?» |
сентябрь |
педагог-психолог, педагог социальный |
|
Семинар «Роль родителей в профилактике суицидальных попыток» (9-11 классы) |
сентябрь |
педагог-психолог педагог социальный |
|
Познавательная программа «Как прекрасна эта жизнь!» (7-8 классы) |
октябрь |
педагог-психолог, педагог социальный |
|
Круглый стол «Конфликт, как найти пути решения?» (10-11 классы) |
октябрь |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Семинар для педагогов «Что такое суицид и кто на него способен?» |
октябрь |
педагог-психолог, педагог социальный |
|
Мастер-класс для педагогов «У Вас в классе гиперактивный ребенок. Как себя с ним вести?» |
октябрь |
педагог-психолог, педагог социальный |
|
Дискуссия «Детей не надо воспитывать, с ними надо дружить» |
октябрь |
педагог-психолог, педагог социальный |
|
Дискуссия «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм» (4-5 классы) |
ноябрь |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Развивающее занятие для детей из замещающих семей «Планета эмоций» |
ноябрь |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Интерактивная игра для детей, состоящих на всех видах учета, и их родителей «Научись себя беречь» |
ноябрь |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Психологическое занятие «Умение эффективно общаться и достигать своей цели в общении» (для учащихся, состоящих на всех видах учета) |
декабрь |
педагог-психолог |
|
Семинар-практикум для педагогов «Взаимоотношение педагога с педагогическим сообществом» |
декабрь |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Деловая игра для родителей учащихся начальной школы «Стили семейного воспитания» |
декабрь |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Познавательное мероприятие для родителей из замещающих семей «Про семью, про дружную всем такую нужную» |
декабрь |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Игра- беседа «Нет преступления без наказания» (9-11 классы) |
январь |
педагог-психолог педагог социальный |
|
Мастер-класс «Авторитетные союзники: семья и школа» |
февраль |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Круглый стол «Ярмарка профессий» (8-11классы) |
март |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Семинар для учащихся «Аргументы против курения » (5-7 классы) |
март |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Обучающий семинар для педагогов «Воспитание толерантных отношений к учащимся с ОПФР в классах» |
март |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Игра-квест «Что - бы ни случилось беды. Безопасность на улице и дома» (5-8 классы) |
апрель |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Педагогическая мастерская «Поиск идеального ученика» |
апрель |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Открытый диалог для родителей детей, состоящих на всех видах учета «Уроки на будущее» |
апрель |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Рассмотрение вопросов поведения учащихся, отношения родителей к воспитанию несовершеннолетних на заседаниях совета профилактики |
ежемесячно, каждый последний вторник месяца |
члены совета профилактики |
|
Проведение классных и информационных часов по: -профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, употребления психоактивных веществ; - профилактике ИППП; - профилактике травматизма; -пропаганде ЗОЖ; -профилактике ВИЧ-инфекции; -правовому просвещению; -правилам поведения в общественных местах; -по соблюдению ПДД; -по противодействию торговле людьми; -по профилактике конфликтов |
в течение года |
педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители, инспектор ИДН |
|
Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями, учащимися, педагогами -по Декрету Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»; -по ответственности родителей за воспитание детей; -по взаимоотношениям между родителями и детьми; -по взаимоотношениям в коллективе сверстников; -по административной и уголовной ответственности несовершеннолетних |
в течение года |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Вовлечение учащихся, состоящих на всех видах учета, в работу объединений по интересам с учетом их интересов и склонностей |
сентябрь |
классные руководители, педагог социальный, педагог-психолог |
|
Проведение индивидуальных и групповых консультаций по проблемам обучения и воспитания для родителей и педагогов |
в течение года |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Подготовка информации для стендов и сайта школы, обновление уголка правовых знаний |
в течение года |
педагог социальный, педагог-организатор, педагог-психолог |
|
Охранно-защитная |
Оценка безопасности, оценка рисков, составление отчета по результатам социального расследования |
в течение 15 рабочих дней после сообщения |
педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители |
Представление интересов несовершеннолетних в суде, ИДН, КДН |
по необходимости |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Содействие в подготовке документов для получения гуманитарной помощи |
по необходимости |
педагог социальный |
|
Разработка и реализация индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении |
по необходимости |
педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители |
|
Ведение необходимой документации на несовершеннолетних признанных находящимися в социально опасном положении |
в течение года |
педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители |
|
Взаимодействие со всеми заинтересованными ведомствами по защите прав и законных интересов несовершеннолетних |
в течение года |
педагог социальный, педагог-психолог |
|
Сбор документов для признания несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите и отобрании из семьи |
по необходимости |
педагог социальный |
|
Посещение семей учащихся по месту жительства |
в течение года |
педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители |
|
Диагностико-аналитическая деятельность |
Изучение и комплексная оценка положения детей в семье |
в течение года |
педагог-психолог, педагог социальный |
Проведение психосоциального тестирования |
сентябрь-октябрь |
педагог-психолог |
|
Диагностика суицидальных намерений |
сентябрь |
педагог-психолог |
|
Диагностика высокомотивированных учащихся |
октябрь |
педагог-психолог |
|
Комплексная диагностика учащихся 5 класса по изучению социально-психологической адаптации при переходе на 2 ступень обучения |
ноябрь (1 этап) апрель (2 этап) |
педагог-психолог |
|
Психодиагностика учащихся, состоящих на всех видах учета |
в течение года |
педагог-психолог |
|
Составление психолого-педагогических характеристик на несовершеннолетних, состоящих на всех видах учета, рекомендации для педагогов и родителей |
в течение года |
педагог-психолог |
|
Изучение социально-психологического климата в классных коллективах |
в течение года |
педагог-психолог |
|
Диагностика учащихся 1 класса |
ноябрь (1 этап) апрель (2 этап) |
педагог-психолог |
|
Комплексная диагностика учащихся 4 класса при переходе на 2 ступень обучения |
апрель |
педагог-психолог |
|
Составление банка данных занятости учащихся, состоящих на всех видах учета, в летний период |
май |
педагог социальный |
|
Коррекционно-реабилитационная деятельность |
Адаптационные занятия с учащимися 1 класса «Сказки по адаптации» |
сентябрь |
педагог-психолог |
Адаптационные занятия с учащимися 5 класса «Первый раз в пятый класс» |
сентябрь |
педагог-психолог |
|
Тренинговые занятия с высокомотивированными учащимися по подготовке к предметным олимпиадам (4-11 классы) |
сентябрь февраль |
педагог-психолог |
|
Тренинговые занятия по профилактике суицидального поведения «Корабль жизни» (8-9 классы) |
октябрь |
педагог-психолог |
|
Тренинговые занятия по профилактике суицидального поведения «Взрослые шаги» (10-11 классы) |
октябрь |
педагог-психолог |
|
Тренинговые занятия «Познай себя» (5-7 классы) |
октябрь |
педагог-психолог |
|
Игровой практикум для младших школьников «Учимся учиться» (2-4 классы) |
ноябрь |
педагог-психолог |
|
Тренинговое занятие для учащихся «Агрессию – под контроль» (5-7 классы) |
январь |
педагог-психолог |
|
Тренинг родительской эффективности «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»» (с родителями детей, состоящих на всех видах учета) |
февраль |
педагог-психолог |
|
Тренинговое занятие по формированию ответственности за свои действия «Учимся быть ответственными» (4-5 класс) |
март |
педагог-психолог |
|
Тренинговое занятие «Ты и я – мы друзья» (7-8 класс) |
апрель |
педагог-психолог |
|
Тренинговое занятие для родителей 1-4 классов «Тропинка родительской любви» |
апрель |
педагог-психолог |
|
Занятия с учащимися выпускных классов «Психологическая подготовка к выпускным экзаменам» (9-11 класс) |
май |
педагог-психолог |
Педагог-психолог Емельянчик Н.А.
Педагог социальный Дудук О.В.
свернуть
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
1. Никогда не занимайтесь воспитанием ребенка в плохом настроении.
Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей – одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.
2. Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.
Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети – тоже. Но дети – люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной.
3. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы.
4. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.
Никогда не ждите особого случая – хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались незамеченными. Причем хвалите не вообще – а конкретно. Не «ты молодец», а «ты молодец, потому что…»
5. Главное – оценивать поступок, а не личность.
К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка).
6. Воспитатель должен быть строгим, но добрым.
Не надо мучиться ложным выбором – какой метод воспитания лучше: «авторитарный» или «либеральный». Ни беспредметная жестокость, ни беспредметная доброта не годятся в качестве принципов воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
7. Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
свернутьРекомендации
родителям первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4.Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
свернуть
Чтобы облегчить первокласснику освоение позиции ученика, нужно:
С самого начала ввести в сферу жизни ребенка, связанную со школой, четкие правила:
Уважаемые родители!
Ваш ребенок стал пятиклассником. При переходе из начальной школы в среднюю он сталкивается с определенными трудностями. В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них показателем их взросления. Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
Эти рекомендации помогут легче пройти период адаптации к этому непростому периоду школьной жизни.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.
Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
Тревожность во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают конфликты. Авторитарный стиль отношений родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА
Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности.
У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Если агрессивные, гиперактивные дети всегда на виду, то тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе.
ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендации классным руководителям по сплочению классного коллектива
1. Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя и воспитателя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик.
2. Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.
3. Во время совместных мероприятий организуйте игры (см. ниже). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.
4. На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию.
5. Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
6. Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.
7. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.
Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми:
1. Привлекать их к совместной деятельности класса.
2. Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.
3. Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
Для того чтобы в коллективе была благополучная психологическая атмосфера, необходимо выполнение следующих условий:
1. Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности;
2. У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.
Для того чтобы класс, школа стал таким местом, где дети чувствуют себя как дома, классный руководитель может использовать следующие приемы:
1. Участие детей в организации общего пространства, создание «дизайна» класса.
2. Обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и уютной. Часть идей воплотить, а некоторые из идей обсудить с детьми, насколько они реалистичны.
Создание правил класса.
Необходимым условием защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или класс. Эти правила должны быть понятны детям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил.
Создание «Дневника класса»
Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать, что-то о себе. Эти записи надо поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Важно чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника.
Совместные походы, прогулки и экскурсии
Подобные мероприятия очень сближают педагогов и учеников. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир.
Проведение «Дней класса»
Стоит придумать с детьми специальные ритуалы для этого дня и занести их в «Правила класса». Это могут быть и чаепития, и вечера отдыха с обсуждением совместных дел, подведение итогов по учебе, мероприятиям, проходившим в классе в школе и т.п.
Цель: сплочение группы, снятие негативного отношение к друг другу Цель: поддержка группового единства, снятие напряжения. Ход игры: Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же, не разнимая рук у детей.
Цель: повышение уверенности, самооценки, контроль за своими действиями. Ход игры: На тарелку кладут шарик от настольного тенниса. Двое детей садятся за стол друг против друга. По команде один, два, три они одновременно начинают дуть на шарик, стараясь сдуть его с тарелки. Выигрывает тот кто выдул шарик первый. С победителем соревнуется следующий участник. Игра продолжается до полной победы одного из участников.
Цель: развитие внимания Ход игры: Водящему завязывают глаза, берут его за руку и в течение 30-40 секунд водят по кругу вдоль сидящих. Наконец останавливают его возле одного из участников и кладут руку ему на плечо. Водящий, зная, кто, где сидит, должен назвать его по имени.
Цель: развитие произвольности, внимания, самоконтроля, чувство эмпатии. Ход игры: Ведущий: «Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его нельзя будить. А нужно положить одну на другую три-четыре тарелки». Из каждой команды выходят по одному игроку и выполняют задание, все остальные чутко прислушиваются, не нарушит ли кто-нибудь из них тишину.
Цель: сплочение коллектива. Ход игры: Ведущий рисует в своем блокноте несколько несложных ломаных линий из пяти-шести отрезков. Одну из них он, не торопясь, чертит на классной доске, а его помощник сразу стирает предыдущий отрезок линии, когда полностью начерчен следующий; наконец, стирает и самый последний.
Цель: сплочение коллектива, развитие взаимовыручки. Ход игры: Ведущий дает каждому играющему бумажку, на которой написано название города или растения, крик какого-либо животного или просто гласная буква и т.п. Одно и то же название получают пять человек-одни, скажем, Москва, другие пять человек- Одесса, третьи-Казань и т.п. Ведущий в начале игры объявляет, у скольких человек будет написано одно и то же название.
Цель: сплочение коллектива, развитие взаимовыручки. Ход игры: Две-три пары соревнующихся ребят становятся на сцене (в комнате, в зале, у трех столов, на каждом разложены: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка, рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свернутая в рулончик, и т.п.
Цель: сплочение коллектива, развитие взаимовыручки, командного духа. Ход игры: Ведущий подбирает от десяти до пятнадцати крупных репродукций картин с понятным для детей содержанием, накрывает их газетой.
Цель: сплочение коллектива; развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений. Ход игры: Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принести мне стакан воды, я хочу пить и т.п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.
«Счет» Ход игры: участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с места. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться. Замечания: необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу, участники по команде ведущего должны сделать шаг вперёд
Ход игры: группа разбивается на две команды. Каждая команда по очереди загадывает какое – либо слово – понятие и на ушко сообщает его члену другой команды. Он не может сказать словами, что это за слово, может лишь изобразить его жестами и мимикой. Группа может задавать вопросы, но ответы его невербальны.
Цель: сплочение коллектива, развитие эмпатии. Ход игры: все по кругу начинают вслух считать- только на счет три, цифры кратные трем, содержащие в себе тройку- не говорятся вслух, а на них подпрыгивают. Если кто – то ошибся, то игра начинается заново.
У этого упражнения есть несколько вариантов проведения. Выберите и проведите наиболее понравившийся вам вариант.
|
свернуть
Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов
8 801 100 21 21
по будням с 9 00 до 17 00
Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию
8 801 100 16 11
Круглосуточно
Минский областной клинический центр "Психиатрия - наркология"
8 017 2020401
круглосуточная служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"
ГУ Слуцкий ТЦСОН
«Телефон доверия»: 5-35-85
свернуть